Обратная перспектива

Как правило, обратная перспектива встречается в работах художников, не имеющих опыта в передаче пространства. Эта ошибка возникает в силу абсолютного непонимания особенностей поведения предметов в трехмерном пространстве, неумения применять на практике правила перспективы и незнания того, как ее необходимо изображать на плоском листе бумаги.

 

Ошибка

Точка зрения определяет, как зритель воспринимает предметы, их размеры и линии по мере их отдаления в пространстве. Незнание данных особенностей — серьезная ошибка. Давайте разберем, как все это портит рисунок стула, представленный ниже, хотя допущенные при его создании ошибки и не так очевидны.

 

Обратная перспектива на примере рисунка: основные правила и ошибки

Ошибка в том, что параллельные или сходящиеся на горизонте линии (a и b) расходятся по отношению к нему. По этой причине части предмета, расположенные ближе к зрителю, кажутся меньше (с).

 

Обратная перспектива на примере рисунка: основные правила и ошибки

Обычно точки схода размещаются позади предмета или по обеим сторонам от него. При обратной перспективе складывается впечатление, что точки схода находятся непосредственно перед моделью, из-за чего изображение получается непропорциональным.

 

  • (А) В данном случае заметить расхождение очень сложно, однако из-за него ближняя часть сиденья кажется меньше.
  • (В) Пустые пространства на спинке стула, находящиеся дальше от зрителя, кажутся больше, чем те, которые в силу результате применения техники перспективы расположены ближе к нему.
  • (С) И вновь мы столкнулись с обратной перспективой: одна из ножек стула кажется толще той, которая расположена напротив нее.

 

Решение

Обратной перспективы можно избежать при помощи правил, которые помогут вам выстраивать более реалистичную линейную перспективу. Чтобы определить уровень наклона сторон предмета и понять, как этот предмет должен уменьшаться по мере удаления от первого плана, необходимо руководствоваться точкой схода.

 

Обратная перспектива на примере рисунка: основные правила и ошибки

  • (А) На данном рисунке две точки схода. Они располагаются по обеим сторонам от стула и расположены очень далеко друг от друга, за пределами листа бумаги. Благодаря этому линии у нас получаются слегка наклоненными, и мы можем избежать эффекта неестественной перспективы.
  • (В) Сиденье стула, изображенное параллельными линиями, воспринимается практически фронтально. Не нужно каким-либо образом подчеркивать эффект перспективы, который в данном случае выражен очень незначительно.
  • (С) При передаче объема ножек нам никак не обойтись без штриховки.
  • (D) При помощи карандашных штрихов слегка намечается текстура дерева и передаются тени и эффект отражения света.
  • (Е) Тени построены с использованием градаций тонов. Благодаря этому мы не только подчеркиваем объемность предмета, но и обозначаем различные его планы.