Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка

В статье мы расскажем, как избавиться от погрешностей, связанных с искажением перспективы и некоторых неверно заученных стереотипов. Мы сделаем особый акцент на недочетах, встречающихся в работах художников-самоучек, многим из которых не хватает базовых знаний по технике рисунка.

 

Содержание

  1. Стереотипы в рисунке
  2. Линии, искажающие пропорции
  3. Неправильное размещение объектов
  4. Неподходящий формат бумаги
  5. Искажения из-за обилия деталей

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка

 

Стереотипы в рисунке

Стереотипы — это заученные образы, которые накладываются на изучаемый нами предмет, находящийся в том или ином положении. Они возникают в результате ежедневного наблюдения за привычными предметами из нашего окружения. Ошибка заключается в том, что порой мы рисуем лишь то, что знаем о модели, передавая ее общие формы, и не заостряем внимание на ее особенностях и отличительных чертах.

 

Ошибка

Обычно мы включаем стереотипы в рисунок, даже сами того не подозревая. Особенно сильно они проявляются при изображении привычных и известных моделей, например коня. Все знают, как выглядит голова этого животного, но лишь немногие внимательно изучают ее форму и анатомические особенности, выходящие за рамки стереотипа.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Стереотипная манера изображения портит этот рисунок: ноздря получилась не такая, как должна быть у лошади, глаз вышел чересчур человеческим, а контурные линии слишком выделены.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Голова изображена неправильно: больше напоминая детский рисунок. Форма глаза более свойственна человеку, нежели коню.
  • (В) Пьедестал также выглядит неестественно, художник нарисовал известную ему модель, а не то, что он видит на самом деле, забыв про объем и перспективу.
  • (С) Грива в виде цепочки закругленных штрихов; подобная манера изображения соответствует стереотипному видению художника, а не реальной модели.

Решение

Чтобы оставить стереотипы позади, нужно «заново обучиться» процессу рисования: начать с исследования предмета и отказаться от навязчивого повторения заученных форм, которые затрудняют рациональный анализ модели и привносят ошибки в работу.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Внимательно изучив голову лошади, отметьте для себя особенности ее строения, а также правильную форму глаз и рта.
  • (В) Пьедестал немного наклонен. Это позволяет видеть несколько граней, различия между которыми обозначены при помощи легкой штриховки.
  • (С) Грива создается из уникальных штрихов, участков света и тени. Рисовать нужно очень внимательно, чтобы добиться нужного нажима при светотеневой моделировке каждого участка гривы.

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Лучший способ избавиться от стереотипов — внимательное изучение предмета. Прежде всего нужно верно выявить структуру будущего рисунка. Намечая приблизительную схему рисунка при помощи геометрических фигур, избегайте деталей и заученных форм.

 

Линии, искажающие пропорции

В рисовании пропорции линии играют ключевую роль: они позволяют верно соотнести все элементы изображения, тем самым придавая ему гармоничный вид. При неправильной передаче пропорций рисунок будет испорчен. Верное изображение человеческой фигуры напрямую зависит от точности пропорций. Чтобы этого добиться, нужно выработать в себе особую манеру восприятия, которая позволит видеть предметы такими, какие они есть, и правильно учитывать все относительные пропорции. Иногда причиной ошибок становятся линии.

 

Ошибка

Рисунок получается искаженным, когда художнику не удается верно соблюсти пропорции, то есть правильное соотношение между размерами различных частей модели. Подобные ошибки возникают по различным причинам. Например, художник теряет общее видение предмета и не следит за правильной передачей его размеров, если концентрируется на какой-либо одной части рисунка. При изображении человеческого тела неверно нанесенные линии лишь еще больше нарушают пропорции.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Внутренние линии слишком явно делят фигуру на части. Из-за них рисунок воспринимается фрагментарно, а не как единое целое.
  • (В) Неуверенные контуры с накладывающимися друг на друга штрихами. Художник не следит за всем рисунком и поэтому выходит за границы бумаги.
  • (С) Линии плеч и груди слишком сильно наклонены, из-за чего фигура кажется более длинной и чрезмерно стилизованной.

Решение

Проблемы с передачей пропорций решаются практикой. Если мы хотим получить верные пропорции, нужно много времени уделить разложению целого на отдельные геометрические формы. Поэтому, чтобы улучшить свои навыки рисования, необходимо стать хорошим наблюдателем. Давайте посмотрим, как этого можно добиться.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Сначала необходимо схематично обозначить фигуру, чтобы понять ее внутреннюю структуру. Добиться наклона можно при помощи всего нескольких линий.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Нужно выбрать какую-нибудь меру и использовать ее как базовую единицу; важно, чтобы она была нужных размеров, ведь работать со слишком большой мерой неудобно. В данном случае высота всей фигуры в три раза превышает расстояние от груди до верхней части плеча.
  • (В) Геометрические формы правильные. Они помогают гармонично и сбалансировано воссоздать модель на бумаге. Нужно уметь их узнавать и встраивать в структуру того, что мы рисуем.
  • (С) Если в качестве основы у вас есть рисунок с правильными пропорциями, вам будет легче передать округлые контуры, присущие женскому телу.

Неправильное размещение объектов

Еще одна ошибка в отображении пропорций и перспективы возникает, когда художник не ощущает границ рисунка на листе и не может соразмерить изображаемые предметы и свободное пространство бумаги.

 

Ошибка

Некоторые художники начинают рисовать на одном конце листа и заканчивают на другом, не учитывая при этом расстояние между предметами в перспективе. По мере продвижения работы свободное пространство сокращается, и им приходится уменьшать размеры некоторых элементов, чтобы уместить на рисунке. Из-за этого возникают проблемы с масштабом и перспективой.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Неверное размещение предметов связано с неспособностью художника контролировать пространство рисунка, из-за чего нарушается масштабное соотношение различных элементов композиции.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Неверно выбран размер домов, расположенных на заднем плане: они находятся дальше от зрителя и потому должны уменьшаться по мере удаления от зрителя, а не наоборот.
  • (В) Художник начал рисовать в левой части листа, а когда дошел до правой, места ему не хватило; поэтому он был вынужден сузить рисунок дома, чтобы разместить его в композиции.
  • (С) Отбрасываемая лошадью тень сделана без учета перспективы и больше похожа на зеркальное отражение, копию модели, расположенную в обратном направлении.

Решение

Первый шаг к решению проблемы — осознать, что, в отличие от чтения текста, процесс создания рисунка не протекает слева направо. Наиболее же простой способ сопоставить размеры предметов, находящихся на различном расстоянии друг от друга, заключается в том, чтобы расположить их вокруг центра рисунка и работать, следуя диагональной оси, которой в данном случае является дорога.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Основные элементы композиции располагаются вдоль дороги, не выходя полностью из центральной части выбранной сцены.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Дом на заднем плане меньших размеров. Его контурные линии едва различимы.
  • (В) Поскольку распределять композицию мы начали с центра, основной дом занимает больше пространства и на рисунке смотрится естественнее.
  • (С) Тень уже не представляет собой простую копию модели, а падает на землю, следуя композиционной линии, которую задает дорога.
  • (D) Нарисованная в перспективе дорога может служить ориентиром при построении композиции. Вдоль нее можно расположить остальные элементы, сохраняя при этом максимальный контроль над абсолютными и относительными размерами изображаемых предметов.

Неподходящий формат бумаги

Форматом называют размеры и пропорции сторон листа, используемого для создания рисунка. Прежде чем приступить к работе, очень важно выбрать наиболее подходящий формат с учетом предмета, который мы будем изображать. Неверно подобранный формат напрямую влияет на качество рисунка, потому что из-за него возникают ошибки, связанные с масштабом и относительным расположением предметов.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка

Эта модель требует вертикального формата рисунка. Сам предмет размещен по центру листа, чтобы добиться максимального равновесия, которое практически не нарушается несколько необычным расположением стеблей и листьев. Тени выполнены штрихами, наложенными графитовым карандашом,  в то время как листья для наибольшего контраста нарисованы черными чернилами. Работа Эстер Оливé.

 

Ошибка

Некоторые проблемы с масштабом и относительным расположением предметов возникают из-за того, что художник не может понять, как следует распределить различные элементы объекта в пределах определенного пространства. Часто они напрямую связаны с невнимательностью рисующего или неправильным выбором отправной точки, с которой начинается работа.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Для изображения этой сцены нужно использовать бумагу широкого горизонтального формата, который бы позволил оставить больше места с обеих сторон от модели. В данном же случае рисунок немного съехал вправо.
  • (В) Из-за нехватки места некоторые элементы рисунка выходят за края бумаги.
  • (С) Художник уменьшил размер тарелки на заднем плане и исказил ее форму, чтобы уместить ее в пределах листа.

Решение

Необходимо так скомпоновать объекты, чтобы правильно расположить их в выбранном формате бумаги, и тогда мы сможем изобразить фрагмент реального мира на листе, выступающем в данном случае в роли рамы окна, в которое мы смотрим.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Горизонтальный формат выбирают, когда предметы располагаются по ширине листа.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Круглый формат. Подходит для случаев, когда элементы композиции сосредоточены в центре сцены.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Вертикальный формат используется, если один из предметов выделяется своей высотой или элементы композиции располагаются по восходящей линии.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Можно нарисовать рамку, чтобы обозначить пространство между рисунком и краями бумаги, которое останется пустым. Благодаря этому вы не будете слишком близко приближаться к границам листа.
  • (В) Очень полезно нарисовать две композиционные оси, пересекающиеся в центре рамки в форме креста: это поможет сбалансировать композицию и правильно распределить ее элементы.
  • (С) Предметы композиции должны оставаться внутри предварительно нарисованной рамки. Так вы добьетесь их компактного расположения на листе.

Искажения из-за обилия деталей

Когда мы добавляем в рисунок слишком много деталей, то отвлекаемся от главного предмета композиции. Этого можно избежать при помощи «оптического метода» (sight-size). Его принцип в том, чтобы внимательно изучить размеры модели и изображать ее по мерке, ориентируясь на заданные фотографией параметры. Так можно добиться максимальной точности рисунка. Данный метод прекрасно подходит для сопоставления размеров и соблюдения пропорций.

 

Ошибка

Очень сложно правильно передать пропорции на рисунке и в то же время добавить в него большое количество деталей. Часто мы не обращаем внимания на такие мелочи, потому что процесс рисования сам по себе уже требует большой концентрации и усидчивости. В результате рисунок получается искаженным и перенасыщенным деталями на заднем плане.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Плечо оказалось слишком коротким, в то время как предплечье намного длиннее, чем это должно быть. В результате рука на рисунке получилась неестественной.
  • (В) Голову художник нарисовал чересчур овальной, а профиль подчеркнул выраженной линией, из-за чего неточности изображения лишь еще больше бросаются в глаза.
  • (С) Слишком много «шума» на заднем плане: текстуры и детали слишком подчеркнуты, что сбивает зрителя с толку и затрудняет восприятие нарисованной фигуры.

Решение

«Оптический метод» позволяет создать рисунок с правильными пропорциями, ведь так мы тренируем свой взгляд, фиксируя различия между моделью и изображением без использования дополнительных измерительных инструментов.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Принцип работы очень простой. Положите фотографию рядом с бумагой, другим листом закройте нижнюю часть основы и начинайте работу, нарисовав небольшое окно в верхней части.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

Белый лист служит ориентиром для всех элементов рисунка, которые находятся на одном уровне с моделью на фотографии. Не отвлекайтесь на детали заднего плана и сосредоточьте все внимание на модели.

 

Перспектива в рисовании и пропорции объектов рисунка: правила и ошибки

  • (А) Не нужно прорисовывать контур освещенных частей тела. О наличии света можно догадаться по контрасту с легкой тенью на другой стороне.
  • (В) Штрихи нужно наносить в соответствии с тем, как причесаны волосы модели. Избегайте слишком выраженных линий.
  • (С) Чтобы изобразить узор на рубашке, вам не потребуется много вариаций серого цвета. Достаточно комбинировать два-три оттенка.
ddrug1.png