Перспектива в изображении углов зданий

При изображении угла здания определяющие его перспективные линии должны устремляться к двум точкам схода, которые расположены с обеих сторон от него (обычно за пределами рисунка). В противном случае пространство на бумаге будет выглядеть странно, а контуры зданий станут иметь разные степени наклона. Из-за этого изображение получится негармоничным.

 

Содержание

  1. Точки схода, угол наклона и линии
  2. Неравномерные формы в рисунке с перспективой
  3. Искривление изображения из-за углового искажения
  4. Линии схода, нарисованные от руки

Точки схода, угол наклона и линии

Ошибка

Не зная, как нужно создавать композицию рисунка с учетом перспективы, многие художники направляют несколько линий к неверно расположенной точке схода или же сразу к нескольким точкам схода. В результате фасады зданий имеют разный угол наклона и складывается впечатление, что они шатаются.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

Часто может казаться, что перспектива на изображении передана верно. Однако если построить линии схода, то сразу можно заметить, что они не сходятся в одной точке и рисунок лишен единства.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

Не следует устанавливать различные точки схода для каждого отдельного здания. Это было бы ошибкой.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

  • (А) Если установить разные точки схода для двух смежных зданий, то у их фасадов будет разный угол наклона, в результате чего данный план рисунка будет выглядеть неестественно.
  • (В) В той части здания, где располагаются окна, линии схода построены неровно. Складывается впечатление, что фасад здания сейчас развалится на куски.
  • (С) Нужно соблюдать единообразие при изображении фасадов различных зданий. Здесь же, как кажется, каждый из них прорабатывался отдельно и обладает своей собственной перспективой.

Решение

Вероятно, подобные недочеты объясняются незнанием принципов классической перспективы. Однако от этой ошибки очень просто избавиться. Линии различных фасадов должны сходиться в одной точке схода. Если вы не умеете рисовать линии от руки, воспользуйтесь линейкой.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

Прежде чем начать работу над рисунком с перспективой, необходимо определить угол наклона фасадов и построить общую структуру композиции, которая позволит правильно расположить точку схода. Данный набросок выполнен от руки.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

  • (А) Здесь находится главная точка схода, определяющая перспективу улицы и угол наклона линий, задающих форму зданий.
  • (В) Горизонтальные линии здания нужно рисовать под наклоном с тем расчетом, чтобы они сходились в точке схода. В то время как вертикальные линии должны идти перпендикулярно горизонтальным и параллельно друг другу.
  • (С) Вторая точка схода, расположенная за пределами листа бумаги, задает форму другого фасада, который направлен в другую сторону.

Неравномерные формы в рисунке с перспективой

Нет ничего сложного в том, чтобы с фронтальной точки зрения изобразить фасад здания с арками одинакового размера. Но если рисовать эту же модель с учетом перспективы, то уже необходимо будет передать вариации размеров арок в зависимости от их расположения и расстояния до них. Существует особая техника, позволяющая правильно перенести размеры модели на лист бумаги. Давайте с ней познакомимся.

 

Ошибка

Не полагайтесь на интуицию в процессе рисования и не пытайтесь «угадывать» ширину и высоту элементов арочной галереи и расстояние до них. В противном случае размеры на изображении будут переданы неверно.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

Чтобы правильно изобразить повторяющиеся элементы в перспективе, нужно тщательно распланировать рисунок. Многие художники не уделяют этому этапу работы должного внимания. В данном случае эта ошибка была допущена при изображении колонн: художник не смог соблюсти единообразия промежутков между ними.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

  • (А) При попытке нарисовать арочную галерею с соблюдением перспективы от руки и без предварительного анализа модели арки получатся разных размеров.
  • (В) Базы колонн неправильных размеров, и их расположение не соответствует линии перспективы, определяющей пространство пола на рисунке.
  • (С) Художник не уменьшает расстояния по мере отдаления от переднего плана, из-за чего колонны в конце галереи стоят слишком близко друг к другу.

Решение

Если мы хотим изобразить арочную галерею, необходимо при помощи линейки нарисовать схему модели, которая позволит нам определять расстояния между элементами композиции и верно уменьшать размер каждой арки в силу эффекта перспективы. Если мы будем работать каким-либо иным образом, результат получится неверным.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

  1. Чтобы нарисовать арочную галерею, прежде всего, необходимо построить линии перспективы, имеющие одну точку схода. Далее двумя перпендикулярными прямыми мы обозначаем пространство первой арки. Затем при помощи диагональных линий, проходящих через центр соседних вертикальных прямых, мы определяем размер следующих арок.
  2. Предыдущая схема позволяет нам правильно уменьшать размер каждой арки в зависимости от расстояния, которое отделяет ее от зрителя. Затем мы задаем форму арок и располагаем на рисунке пилястры, выполняющие разделительную функцию.

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

  • (А) Правильное конструирование рисунка и его планировка в перспективе позволяют добиться последовательного уменьшения высоты и ширины арок.
  • (В) Базы идеально выровнены в соответствии с расположением колонн.
  • (С) Каждое крыло галереи обладает собственной точкой схода, несмотря на то, что второе из них по размерам уступает первому.
  • (D) Тени прекрасно довершают рисунок. Они подчеркивают объемность постройки, придают изображению гармоничный вид и способствуют передаче пространства.

Искривление изображения из-за углового искажения

Другая распространенная ошибка — рисовать выбранную сцену так, будто на нее смотрят через угловой объектив фотоаппарата. Художники выгибают прямые линии наружу, в результате чего возникает так называемое бочкообразное сферическое искажение, или же получают схожий эффект под названием «подушкообразное искажение», когда линии вгибаются внутрь. Давайте посмотрим, как и в каких случаях проявляется эта ошибка.

 

Ошибка

Часто при изображении угла здания, расположенного очень близко к зрителю, формы объекта искажаются и некоторые его элементы получаются слишком выраженными. Неверная передача перспективы в таких случаях возникает как раз из-за приближенности основного элемента рисунка к зрителю.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

На этих несложных схемах наглядно показано, как изгибаются линии при угловом искажении.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

Угловое искажение происходит в тех случаях, когда перспектива на рисунке передается слишком неестественно, в результате чего форма модели претерпевает значительные изменения.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

  • (А) Когда мы находимся слишком близко от здания, то его верхняя часть кажется нам выше, чем на самом деле.
  • (В) Из-за углового искажения искривляются линии перспективы с обеих сторон изображения.
  • (С) Находясь слишком близко от здания, мы обычно меняем перспективу; как следствие, элементы изображения, расположенные на наименьшем расстоянии от нас, искажаются и «кажутся» нам больше.

Решение

Исправить бочкообразное, или подушкообразное, искажение довольно просто. Для этого нужно лишь отойти от здания и увеличить расстояние между точками схода, которые определяют уровень наклона линий перспективы. После этого пропорции здания вновь приобретут свой естественный вид.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

  • (А) Ближайший к зрителю угол обычно выглядит больше своих действительных размеров, но в данном случае на рисунке нет ни изгибов, ни искажений, нарушающих форму прямых линий перспективы.
  • (В) Искажение перспективы возникает из-за эффекта расстояния. Чем дальше друг от друга расположены точки схода здания, тем менее выраженным будет подобное искажение.
  • (С) Углы здания выполнены перпендикулярными к основе линиями, параллельными друг другу. Никакого сферического искажения они не претерпели.

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

 

Линии схода, нарисованные от руки

Один из способов изображения архитектурных сооружений в перспективе заключается в построении линий схода, которые, как правило, находятся за пределами листа бумаги. Однако, если не уделить этому этапу должного внимания и рисовать линии схода от руки, в конечном рисунке будут присутствовать некоторые неточности. Давайте разберем, какие именно.

 

Ошибка

В процессе рисования архитектурных сооружений точки схода выполняют роль постоянного ориентира, ведь именно из них исходят диагональные линии, наносимые на поверхность бумаги. В случае отсутствия этих ориентиров в изображение формы зданий могут закрадываться определенные неточности. Некоторые из них сразу бросаются в глаза, другие же заметить гораздо сложнее.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

Отдавшись во власть интуиции, мы начинаем рисовать линии перспективы от руки. Проблемы возникают тогда, когда они выходят за пределы бумаги.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

  • (А) Изгибы башни плохо проработаны. Лежащий в ее основе овал нарисован некачественно и придает ей неустойчивый вид.
  • (В) Уровень наклона у линий крыши и у окон отличается. Художник выбрал неверный угол линии схода.
  • (С) Ограждение на переднем плане нарисовано без учета перспективы: его размер не меняется по мере удаления от зрителя.

Решение

Линии перспективы должны сходиться в одной или нескольких реальных точках, расположенных по обе стороны от листа бумаги, с помощью которых можно верно рассчитать уровень наклона фасадов здания. Чем дальше от изображаемой модели находятся точки схода, тем естественнее и, следовательно, убедительнее получится рисунок.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

Часто точки схода оказываются за пределами листа. В таких случаях нужно расширить рабочее пространство при помощи дополнительного фрагмента бумаги, на котором можно будет их разместить.

 

Перспектива в изображении углов зданий: точки схода, угол наклона и линии

  • (А) Изогнутые формы башни на этом рисунке идеально сбалансированы и подчеркиваются прямыми перпендикулярными линиями, которые устремляют здание ввысь.
  • (В) Несмотря на то, что точка схода находится за пределами листа бумаги, она позволяет гармонично расположить элементы фасада здания и правильно уменьшить их размеры.
  • (С) Размер ограждения постепенно увеличивается по мере приближения к зрителю.
  • (D) Добавив на передний план человеческую фигуру, можно дополнительно подчеркнуть глубину пространства и задать отправную точку для сопоставления размеров различных элементов рисунка и расстояния между ними.