Рисование городских пейзажей

Для многих людей город составляет естественную среду и ближайший сюжет во время рисования на пленэре. Уловить основной характер городского пейзажа в какой-то степени проще, чем природного, потому что городской имеет довольно четкую структуру, образованную прямыми линиями и геометрическими формами зданий, тогда как сельский пейзаж обычно бывает аморфным и изменчивым.

 

Отставить в сторону перспективу

Главная проблема, с которой сталкивается человек, рисующий набросок, — это перспектива зданий. Если вы решите игнорировать теорию и всецело довериться зрению, вам нередко придется сталкиваться с тем, что объекты не вполне вписываются в рисунок.

 

Не страшно, в набросках не требуется точность, в них спонтанность важнее геометрической правильности. Знание основных правил перспективы не является непременным условием.

 

Рисование городских пейзажей: наброски, архитектура зданий, перспектива

Хотя перспектива и не является обязательной, она нужна, чтобы передать глубину улицы.

 

Рисование городских пейзажей: наброски, архитектура зданий, перспектива

Обычно фронтальные виды обходятся без перспективы. На удалении очертания зданий теряют отчетливость.

 

Еще один пример городского наброска, в котором не участвует перспектива.

Еще один пример городского наброска, в котором не участвует перспектива. В фасадах не передан эффект глубины.

 

Здания утрачивают детали на расстоянии

Так же, как это происходит с природным пейзажем, ключевым моментом в изображении городской сцены является различение планов. Оно достигается разным подходом к передаче форм зданий: несколькими жесткими линиями на переднем плане и мягкими контурами — на заднем.

 

Рисование городских пейзажей: наброски, архитектура зданий, перспектива

Не стоит переживать, если на вашем рисунке не все линии получились совершенно прямыми, а размеры не отличаются точностью. Одна активная качественная линия в сочетании с неизбежными искажениями в изображении придает наброску больше живости.

 

Архитектурные детали

Художникам, которым интересны детали, формы, содержащиеся в общих структурах зданий, предлагают много любопытного дополнительного материала. Набросок оставляет без внимания общие виды и сосредотачивается на детали (окно, балкончик, колонна и т.п.)

 

Рисование городских пейзажей: наброски, архитектура зданий, перспектива

Фасады первого плана выполнены более темными тонами и большим количеством штрихов, чем более отдаленные.

 

Рисование городских пейзажей: наброски, архитектура зданий, перспектива

Архитектурные детали, когда речь идет о фрагментах или пояснительных рисунках, позволяют изучить текстуру, орнаменты и детали поверхности.

 

Рисование городских пейзажей: наброски, архитектура зданий, перспектива

На городских пейзажах изображают не только широкие открытые пространства больших городов, но также, например, укромный уголок небольшого внутреннего дворика.

 

Рисование набросков городского пейзажа

Мы сидим на краю террасы, и точка обзора позволяет нам полюбоваться видом сверху на крыши небольшого провинциального городка Центральной Европы, где дома, как правило, невысоки. Там, куда мы смотрим, происходит смена геометрических форм и наложение планов, — все это служит основой нашей следующей группы набросков. Для того чтобы оценить различные возможные ракурсы и композиции, мы прибегнем к помощи кроки, то есть упрощенной схемы, выполненной геометрическими штрихами.

 

Рисование набросков городского пейзажа

Обзор города сверху предоставляет возможность выбрать ракурс. Сюжет для рисунка может возникнуть в любом уголке.

 

Рисование набросков городского пейзажа

  1. Кроки позволяет нам передать несколькими линиями рисунок в обобщенном виде.
  2. Штриху незачем быть тонким и слабым, делаем его уверенным, нажимая на карандаш.
  3. Сосредотачиваем внимание на контурах домов и опускаем любые элементы фасада или детали.
  4. Неважно, что отсутствие архитектурных элементов делает рисунок малопонятным для зрителя, главное - чтобы мы его поняли.

Рисование набросков городского пейзажа

Чтобы выполнить эту чисто линейную работу, следует сочетать графитовый карандаш с масляным или восковым.

 

Рисование набросков городского пейзажа

В набросках приветствуется любая попытка эксперимента. Как, например, этюд группы крыш, которую мы изображали ранее в виде кроки, а на этот раз выполняем графитовым стержнем с прямоугольным сечением. Жирные мазки наделяют архитектуру большей основательностью.

 

Рисование набросков городского пейзажа

Оттолкнувшись от кроки, созданного на предыдущем этапе, мы переходим к более глубокой проработке структуры зданий. Так, на этом наброске толщина линий варьируется в зависимости от расположения здания, и появляются тени, которые позволяют различать планы.

 

Рисование набросков городского пейзажа

Графитовым стержнем выстраиваем структуру зданий; варьируем штрих в зависимости от интенсивности освещения каждого участка. Затем, опять-таки графитовым стержнем, обозначаем расположение окон, которые словно бегут на ближайшем фасаде.

 

Рисование набросков городского пейзажа

Не следует перегружать наши городские наброски линиями, штриховкой или цветом. Нагромождение фасадов исторических зданий подталкивает нас к этой ошибке.

 

Рисование набросков городского пейзажа

Проанализировав каждую из возможностей, предоставляемых объектом, мы выбрали один из предыдущих эскизов, чтобы создать новый набросок, включив в него тональную передачу светотени.

 

  1. Воспользуемся тем, что наброски предоставляют нам широкое поле для эксперимента, и поработаем с новым материалом: вместо традиционной основы - бумаги - возьмем кусок картона. Обходимся без предварительного рисунка; сразу прокладываем тени мазками чернильной сепии.

Рисование набросков городского пейзажа

  1. Как только краска высохла, рисуем белым меловым карандашом. Несколькими линиями выделяем контур и рисуем светлые пятна: покрываем ими участки, ярче всего освещенные солнцем.

Рисование набросков городского пейзажа

  1. Белым карандашом рисуем несколько линий, чтобы показать положение окон на фасадах и выделить контуры крыш. И на этом останавливаемся, чтобы набросок сохранил свою лаконичность и выразительность.

Рисование набросков городского пейзажа

 

Рисование набросков городского пейзажа

Если мы хотим избежать проблемы с перспективой в городских пейзажах, нам следует обойти стороной виды улиц и проспектов и сосредоточиться на уголках, скверах, фасадах и крышах.

 

Рисование набросков городского пейзажа

Следующий набросок отталкивается от другого кроки, выполненного графитовым карандашом на предварительном этапе анализа.

 

  1. Начинаем набросок с проведения наклонных линий на фасадах первого плана. Выстраиваем рисунок, изображая структуру решительными, обобщающими штрихами: уверенность линии здесь приобретает особую важность.
  2. Подготовив основу, уделяем время выстраиванию некоторых архитектурных деталей - окнам и их крышам. Прокладываем тени с помощью блоков штриховки, варьируя ее интенсивность в зависимости от густоты изображаемой тени.
  3. Энергично накладываем блоки вертикальных штрихов, подчеркивающих восходящую проекцию фасадов. Нижняя часть домов погружена в темноту. Крыши лишь слегка затенены.

Рисование набросков городского пейзажа

ddrug1.png