Рисование городских пейзажей
Для многих людей город составляет естественную среду и ближайший сюжет во время рисования на пленэре. Уловить основной характер городского пейзажа в какой-то степени проще, чем природного, потому что городской имеет довольно четкую структуру, образованную прямыми линиями и геометрическими формами зданий, тогда как сельский пейзаж обычно бывает аморфным и изменчивым.
Отставить в сторону перспективу
Главная проблема, с которой сталкивается человек, рисующий набросок, — это перспектива зданий. Если вы решите игнорировать теорию и всецело довериться зрению, вам нередко придется сталкиваться с тем, что объекты не вполне вписываются в рисунок.
Не страшно, в набросках не требуется точность, в них спонтанность важнее геометрической правильности. Знание основных правил перспективы не является непременным условием.
Хотя перспектива и не является обязательной, она нужна, чтобы передать глубину улицы.
Обычно фронтальные виды обходятся без перспективы. На удалении очертания зданий теряют отчетливость.
Еще один пример городского наброска, в котором не участвует перспектива. В фасадах не передан эффект глубины.
Здания утрачивают детали на расстоянии
Так же, как это происходит с природным пейзажем, ключевым моментом в изображении городской сцены является различение планов. Оно достигается разным подходом к передаче форм зданий: несколькими жесткими линиями на переднем плане и мягкими контурами — на заднем.
Не стоит переживать, если на вашем рисунке не все линии получились совершенно прямыми, а размеры не отличаются точностью. Одна активная качественная линия в сочетании с неизбежными искажениями в изображении придает наброску больше живости.
Архитектурные детали
Художникам, которым интересны детали, формы, содержащиеся в общих структурах зданий, предлагают много любопытного дополнительного материала. Набросок оставляет без внимания общие виды и сосредотачивается на детали (окно, балкончик, колонна и т.п.)
Фасады первого плана выполнены более темными тонами и большим количеством штрихов, чем более отдаленные.
Архитектурные детали, когда речь идет о фрагментах или пояснительных рисунках, позволяют изучить текстуру, орнаменты и детали поверхности.
На городских пейзажах изображают не только широкие открытые пространства больших городов, но также, например, укромный уголок небольшого внутреннего дворика.
Рисование набросков городского пейзажа
Мы сидим на краю террасы, и точка обзора позволяет нам полюбоваться видом сверху на крыши небольшого провинциального городка Центральной Европы, где дома, как правило, невысоки. Там, куда мы смотрим, происходит смена геометрических форм и наложение планов, — все это служит основой нашей следующей группы набросков. Для того чтобы оценить различные возможные ракурсы и композиции, мы прибегнем к помощи кроки, то есть упрощенной схемы, выполненной геометрическими штрихами.
Обзор города сверху предоставляет возможность выбрать ракурс. Сюжет для рисунка может возникнуть в любом уголке.
- Кроки позволяет нам передать несколькими линиями рисунок в обобщенном виде.
- Штриху незачем быть тонким и слабым, делаем его уверенным, нажимая на карандаш.
- Сосредотачиваем внимание на контурах домов и опускаем любые элементы фасада или детали.
- Неважно, что отсутствие архитектурных элементов делает рисунок малопонятным для зрителя, главное - чтобы мы его поняли.
Чтобы выполнить эту чисто линейную работу, следует сочетать графитовый карандаш с масляным или восковым.
В набросках приветствуется любая попытка эксперимента. Как, например, этюд группы крыш, которую мы изображали ранее в виде кроки, а на этот раз выполняем графитовым стержнем с прямоугольным сечением. Жирные мазки наделяют архитектуру большей основательностью.
Оттолкнувшись от кроки, созданного на предыдущем этапе, мы переходим к более глубокой проработке структуры зданий. Так, на этом наброске толщина линий варьируется в зависимости от расположения здания, и появляются тени, которые позволяют различать планы.
Графитовым стержнем выстраиваем структуру зданий; варьируем штрих в зависимости от интенсивности освещения каждого участка. Затем, опять-таки графитовым стержнем, обозначаем расположение окон, которые словно бегут на ближайшем фасаде.
Не следует перегружать наши городские наброски линиями, штриховкой или цветом. Нагромождение фасадов исторических зданий подталкивает нас к этой ошибке.
Проанализировав каждую из возможностей, предоставляемых объектом, мы выбрали один из предыдущих эскизов, чтобы создать новый набросок, включив в него тональную передачу светотени.
- Воспользуемся тем, что наброски предоставляют нам широкое поле для эксперимента, и поработаем с новым материалом: вместо традиционной основы - бумаги - возьмем кусок картона. Обходимся без предварительного рисунка; сразу прокладываем тени мазками чернильной сепии.
- Как только краска высохла, рисуем белым меловым карандашом. Несколькими линиями выделяем контур и рисуем светлые пятна: покрываем ими участки, ярче всего освещенные солнцем.
- Белым карандашом рисуем несколько линий, чтобы показать положение окон на фасадах и выделить контуры крыш. И на этом останавливаемся, чтобы набросок сохранил свою лаконичность и выразительность.
Если мы хотим избежать проблемы с перспективой в городских пейзажах, нам следует обойти стороной виды улиц и проспектов и сосредоточиться на уголках, скверах, фасадах и крышах.
Следующий набросок отталкивается от другого кроки, выполненного графитовым карандашом на предварительном этапе анализа.
- Начинаем набросок с проведения наклонных линий на фасадах первого плана. Выстраиваем рисунок, изображая структуру решительными, обобщающими штрихами: уверенность линии здесь приобретает особую важность.
- Подготовив основу, уделяем время выстраиванию некоторых архитектурных деталей - окнам и их крышам. Прокладываем тени с помощью блоков штриховки, варьируя ее интенсивность в зависимости от густоты изображаемой тени.
- Энергично накладываем блоки вертикальных штрихов, подчеркивающих восходящую проекцию фасадов. Нижняя часть домов погружена в темноту. Крыши лишь слегка затенены.