Выбор карандашей для рисования
Выбор карандашей для рисования - это важная составляющая обучения. Правильно подобранные инструменты гораздо более эффективно помогут вам освоить рисунок, ведь все они обладают различными свойствами и лучше подходят для решения тех или иных конкретных задач. Далее рассмотрим карандаши с мягким и твердым грифелем, графитовые стержни, жировой карандаш, конте и пастель, а также плотницкий (с плоским кончиком).
Важность карандашей в наброске
Многие традиционные инструменты, такие как карандаши или графитовые стержни, создают линии с большей легкостью, чем прокладывают тон. В руках опытного художника линия может передать почти все визуальные эффекты, которые создает рисунок. Так что функция линии изменяется в зависимости от намерений рисовальщика.
Карандаши с мягким грифелем
Карандаши с мягким стержнем (4В, 6В или 8В) фактически превращают весь набросок в пробный рисунок. Они не позволяют установить разницу между главными и вспомогательными линиями. Рисунок превращается в переплетение мягких извилистых, но не слишком точных линий. Жирные штрихи получаются в результате сильного нажима кончика карандаша на бумагу, чтобы придать изображению элемент хаоса. Эта градация стержней отлично подходит для быстрых набросков и для экспрессивных рисунков, создаваемых линией и тоном, особенно на текстурированной бумаге.
- Чтобы сделать набросок графитом, вначале нащупываем объект карандашом с мягким стержнем. Речь идет о том, чтобы передать контуры и основные формы.
- Определившись с расположением каждого компонента, подчеркиваем форму объектов, выделяя линией особенно те, что находятся на первом плане.
- Последний этап - наложение теней. Делаем это, наклонив конец графитового стержня, используя лишь два валера. И никоим образом мы не должны заботиться о деталях.
Наброски твердыми стержнями
Твердые стержни (НВ, Н или 2Н) дают мазки скорее серые, чем черные. Они подходят для архитектурных эскизов, городских пейзажей и сюжетов, требующих точности в деталях. Кончик карандаша должен быть хорошо заточен, чтобы получилась четкая и резкая линия; тупой кончик, наоборот, придает рисунку мягкость.
В городских пейзажах, которые должны быть более подробными и точными, мы можем чередовать мягкие и твердые стержни.
Графитовый стержень
В рисунках, где много тональных контрастов или выбрана экспрессивная манера изображения, самый подходящий инструмент — это толстый графитовый стержень. Он позволяет работать штрихами разной интенсивности, чтобы накладывать и легкие, и густые тени. Жирные отчетливые линии привлекают наше внимание, выделяются и кажутся более близкими, в то время как мягкие линии создают иллюзию отдаленности.
Графитовый стержень позволяет комбинировать тонкие линии с широкими штрихами. Интенсивность тени зависит от нажима на плоскую грань стержня.
Стоит попробовать графит на текстурированной бумаге: поверхность затененного участка кажется морщинистой и зернистой.
Графитовая палочка позволяет очень быстро накладывать тени и добавляет выразительности нашим наброскам.
Наброски жировым карандашом или пастелью
Эти наброски карандашом относятся к двум достаточно отличающимся друг от друга разновидностям цветного карандаша: жирового и конте, у которого несколько более плотная консистенция.
Работа таким жирным и плотным материалом, как пастель, дает рисовальщику возможность действовать смело и решительно, поскольку позволяет ему достигнуть уверенности в штрихе: ведь она соединяет в себе достоинство удобного в обращении графитового карандаша и тональную мощь мелков.
Жирный и насыщенный мазок
Жировой карандаш представляет собой стержень, оправленный в бумажную или деревянную оболочку. У него насыщенный, прочный и плотный мазок, а жирная консистенция не позволяет развить широкую тональную шкалу, поэтому контрастный штрих становится его главным козырем. Весомость и толщина линии, ее плавность и экспериментальный характер, способность быть непрерывной и прерывистой создают в наброске эффектные зрительные иллюзии.
- Жировой карандаш дает уверенную линию, которую почти нельзя изменить. Поэтому набросок должен начинаться с едва заметных линий.
- Построение изображения требует точности и обобщения. Многие линии намечены или прерваны.
- В завершение наносим легкие тени зигзагообразными штрихами на воде и более размашистыми - под лодкой.
Способы рисования
Существует два способа рисования этим инструментом. В первом случае мы быстрым движением, почти не отрывая стержня от бумаги, проводим очень легкие линии. Затем укрепляем начальные линии более интенсивными и решительными штрихами. Второй метод отличается большей свободой и непринужденностью в отношении натуры. Линии с самого начала будут жестовыми и интенсивными, вероятность ошибиться возрастает, но это не должно нас пугать.
Карандаш черного цвета
Этот инструмент для рисования похож по консистенции на пастель. Он дает такой же насыщенный мазок, хотя стержень имеет несколько менее жирную консистенцию. Поэтому он высоко ценится рисовальщиками. Для создания штрихов очень важно состояние кончика, поскольку он очень быстро стирается.
Некоторые жировые карандаши обходятся без точилки. Достаточно потянуть за нитку, освобождая часть картонной оболочки вокруг стержня.
Другой способ работы пастелью - рисовать решительными штрихами, естественно, рискуя ошибиться.
Недостаток жирового карандаша состоит в том, что он не дает широкого диапазона богатых тональных переходов.
Обычный черный карандаш по своим характеристикам похож на пастель, хотя дает большее разнообразие тонов при наложении теней.
Если у нас имеются цветные карандаши разной степени твердости, мы можем скомбинировать их в одном рисунке, чтобы получить более широкую гамму серого.
Плотницкий карандаш с широким и плоским кончиком
Карандаш с плоским и скошенным грифелем, предназначенный для хозяйственных и плотницких работ, — весьма популярный инструмент среди рисовальщиков. Благодаря изменчивости штриха он особенно ценится в создании эскизов и набросков.
Он называется плотницким, потому что в большом ходу у представителей этой профессии. Кончик карандаша используется по-разному. Рисуя тонкой частью грифеля, мы получаем тонкие и точные штрихи, а при работе широкой стороной мазок получается более толстым.
Главное достоинство плотницкого карандаша состоит в том, что он позволяет очень быстро нанести тени.
Ширина штриха
Плотницкий карандаш имеет широкий и плоский кончик, который дает широкий и жирный мазок. Изменив наклон и положение кончика по отношению к бумаге и работая тонкой стороной грифеля, мы достигнем противоположного эффекта, поскольку получим тонкую линию. Такой резкий контраст: переход от одного штриха к другому, достигаемый простым поворотом нашего запястья, — и составляет главное достоинство карандаша. Он позволяет создать линейный рисунок — с помощью варьирования линии, постоянно изменяя толщину, чтобы передать контур объекта.
Стержень имеет градацию «средне-мягкий», помогает в работе над затенением.
Различные качества линии
Линия, проведенная плотницким карандашом, может быть энергичной, то есть решительной, жирной, с нажимом. Бывает она несмелой и дрожащей обводкой, состоящей из нескольких линий, наложенных друг на друга. А иногда она становится тонкой, с чистым и точным мазком, выполненной уголком плоского кончика, средним нажимом. Подчас линия может стать модулированной или, если изменять нажим, она постоянно изменяет интенсивность и толщину; это линия, появляющаяся, чтобы выделить контур, а затем идет на убыль, превращаясь в тонкую линию, чтобы едва заметно обозначить какие-нибудь очертания.
Порой, когда мы начинаем рисовать, наше упрямое желание сделать это «хорошо» отодвигает спонтанность на второй план. Давайте попробуем отнестись к техническим и творческим аспектам рисунка с гораздо меньшим пиететом, чем они заслуживают.
Благодаря изменчивости мазка плотницкий карандаш превращается в инструмент, без которого не сможет обойтись тот, кто рисует городские виды.
Он также идеален в набросках пейзажа, так как дает возможность запечатлеть объект в очень экспрессивной манере.