Рисунок: контурный, линейный и проволочный

«Художник должен не планировать свое произведение, а позволить ему возникнуть... Натренированная рука зачастую умеет делать это лучше, чем голова».

Пауль Клее. Дневник III. 1906

 

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

 

Наброски всегда дают возможность для экспериментов с линией, техникой, которая, пожалуй, чаще всего используется в этих рисунках благодаря ее оперативности, быстроте и разнообразию. С другой стороны, чисто линейный рисунок — это наиболее трудный способ: художник должен передать тон и текстуру объекта, не прибегая ни к светотеневой моделировке, ни к тональным переходам, а только к штрихам, которые могут быть волнистыми, наложенными друг на друга или «плетеными».

 

Мерседес Гаспар. Лошадь. 2005. Карандаш конте

 

Мерседес Гаспар. Лошадь. 2005. Карандаш конте

Мерседес Гаспар. Лошадь. 2005. Карандаш конте

 

Контурный рисунок

Работа над контуром — это прекрасное упражнение, позволяющее с первого взгляда схватывать и переносить на бумагу любую, даже самую сложную форму. Чтобы линии контура создавали иллюзию трехмерного пространства, приходится варьировать штрихи по толщине и валёру. Расширение линии может указывать на тень или приближенность к зрителю, слабая линия — на свет и отдаленность.

 

Рисовать контур

Элементарный рисунок объекта можно сделать быстро, по наитию, уделяя особое внимание линиям контура. Изображение получается весьма схематичным. Одно из замечательных свойств этой техники рисования состоит в том, что разрывы, наложения и изменения толщины линии, описывающей контур объекта, могут создать иллюзию массивности и глубины формы.

 

Самый интуитивный способ обследования объекта - это его контурное изображение

Самый интуитивный способ обследования объекта - это его контурное изображение.

 

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

Изучение контуров - это еще один метод подхода и освоения сюжета. При этом текстура и внутренние формы не должны отвлекать нас от анализа контура. Полезно делать небольшие наброски с единственной целью передать контуры главных форм.

 

Порядок действий

Выбираем объект с простым контуром, например фрукт или кусок хлеба. Первый этап — рассматривание. Затем, когда мы приступаем к рисованию, рука и глаз работают синхронно, иными словами, глаз смотрит на ту часть композиции, которую карандаш рисует на бумаге. Полезно представлять себе, будто кончик карандаша касается не поверхности бумаги, а самого объекта.

 

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

 

Контурный рисунок выполняется с паузами, осмысленно. Как только мы овладеем техникой, можно будет потренироваться на более сложных сюжетах, с внутренними линиями.

 

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

 

  1. Модель простая. Анализируем ее и одновременно с разглядыванием проводим первые пробные линии с целью приблизиться к контуру форм.

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

  1. Первое изображение контуров выполняем легким штрихом, что позволяет вносить исправления по ходу дела.
  2. Обводим контуры более интенсивными штрихами. Начинают появляться внутренние линии предметов, объясняющие текстуру и объем.

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

  1. В завершение наброска выделяем некоторые линии тонким черным фломастером, обводя лишь некоторые линии, чтобы упрочить композицию.

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

 

Линейный рисунок

Некоторые из самых впечатляющих рисунков были сделаны всего несколькими линиями. В рисунке, выполненном одними линиями, без сопровождения штриховки, вес всего произведения в целом ложится на движения и траектории этих линий, поэтому должен возникать дополнительный интерес к таким движениям.

 

Многообразие линии

Существуют приемы, с помощью которых создается иллюзия объема и пространства в линейном рисунке: прерывать линию, когда передаешь глубину формы, подчеркиваешь линию, когда рисуешь красивую округлую форму; заштриховать изображение или проработать ту же линию несколько раз, чтобы получить четкий контур, который выступал бы из сплетения линий.

 

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

 

  1. Потренируемся на одном и том же объекте с разными вариантами линий, чтобы понять, как это влияет на конечный результат. Начнем с легких, нетвердых и неуверенных штрихов.

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

  1. Далее рисуем набросок, в котором притягивают внимание уверенные жирные линии, которые придают конструкции основательность.

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

  1. Повторим операцию еще раз. На этот раз рисуем дрожащими линиями, многократно повторяющимися и наложенными одна на другую. Сравним три рисунка и убедимся, что линия способна передать хрупкость, твердость и эффект размытости и дрожания.

Модулированная линия

Модулированные линии имеют едва уловимые изменения толщины и интенсивности; цель — продемонстрировать хрупкость или округлость форм. Их путь пролегает не только по краям, но и пересекает формы, указывая, где поверхность объекта ближе, а где дальше от зрителя, где она искривляется, а где она плоская, по тактильному ощущению.

 

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

Модулированная линия меняет толщину и интенсивность на протяжении своего пути с целью передать информацию об объеме изображаемого объекта.

 

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

Не очень твердая, пунктирная и прерывистая линия придает рисунку эфемерность и зыбкость. Дрожащая перекрывающая линия, как нельзя более подходит для рисования фломастером.

 

Обводка

Часто секрет удачного завершения линейного рисунка кроется в простоте. Речь идет о том, чтобы не переусердствовать в работе над образом. По завершении наброска штрихи обводятся более интенсивной линией. Окончательную обводку легче делать по черновым отметкам.

 

Рисунок: контурный, линейный и проволочный

 

В законченном рисунке не должно быть видно слишком много линий. Это позволяет также избежать загрязнения поверхности следами пальцев или касаний ладонью.

 

Проволочный рисунок беспрерывной линией

В набросках шариковой ручкой или остро отточенным карандашом объект очень часто изображается неизменной по толщине, но непрерывной в проведении линией. Она тянется, словно бесконечная проволока, которая запутывается, чтобы передать контур, объем объекта и эффекты светотени.

 

О набросках шариковой ручкой или остро отточенным карандашом

 

Беспрерывная проволока

Практическое упражнение для того, чтобы рисовать быстро и свободно, состоит в следующем: надо изобразить объект одной линией, то есть, не отрывая кончика карандаша от бумаги, как если бы мы рисовали контур фигуры с помощью бесконечной тонкой проволоки. Делать это надо быстро, а линия должна тянуться непрерывно, без исправлений, наложений или дрожания. Постепенно из путаницы линий возникает форма, похожая на объект изображения.

 

Проволочный рисунок беспрерывной линией

 

  1. Проанализируем процесс работы над проволочным рисунком. Одной непрерывной линией рисуем столб и накладываем тень в нижней части сцены.

Проволочный рисунок беспрерывной линией

  1. Линия продолжает свой путь и поднимается выше, чтобы передать детали конструкции. Этот метод работы не предусматривает возможности исправления.

Проволочный рисунок беспрерывной линией

  1. Если пожелаем, можем вернуться назад по той же линии, чтобы двинуться в другом направлении. Некоторые эффекты затенения оставляем напоследок.

Геодезические линии

Этот проволочный рисунок напоминает топографическое изображение земной поверхности, словно мы создали ее с помощью геодезических линий. Такое представление весьма помогает научиться моделировать проволочной линией внутренний объем изображаемых объектов. Объект демонстрирует широкое разнообразие внутренних контуров, карту, раскрывающую топографические свойства поверхности и ее модуляции, подчеркивая натяжение, особенности формы и изменения объема.

 

Геодезический рисунок представляет собой разновидность проволочного

Геодезический рисунок представляет собой разновидность проволочного: изображение складывается из многочисленных концентрических линий, которые постепенно объединяются друг с другом.

 

Геодезический рисунок представляет собой разновидность проволочного

Геодезические линии напоминают изображение горного рельефа на топографических картах.

 

Геодезический рисунок представляет собой разновидность проволочного

В проволочном рисунке нарушение пропорций - обычное явление, особенно когда дело касается фигур.

 

Геодезический рисунок представляет собой разновидность проволочного

Набросок с натуры, сделанный шариковой ручкой. Не мешает попрактиковаться в рисовании этим инструментом, поскольку зачастую именно она оказывается у нас под рукой.

ddrug1.png