Рисунок: контурный, линейный и проволочный
«Художник должен не планировать свое произведение, а позволить ему возникнуть... Натренированная рука зачастую умеет делать это лучше, чем голова».
Пауль Клее. Дневник III. 1906
Наброски всегда дают возможность для экспериментов с линией, техникой, которая, пожалуй, чаще всего используется в этих рисунках благодаря ее оперативности, быстроте и разнообразию. С другой стороны, чисто линейный рисунок — это наиболее трудный способ: художник должен передать тон и текстуру объекта, не прибегая ни к светотеневой моделировке, ни к тональным переходам, а только к штрихам, которые могут быть волнистыми, наложенными друг на друга или «плетеными».
Мерседес Гаспар. Лошадь. 2005. Карандаш конте
Контурный рисунок
Работа над контуром — это прекрасное упражнение, позволяющее с первого взгляда схватывать и переносить на бумагу любую, даже самую сложную форму. Чтобы линии контура создавали иллюзию трехмерного пространства, приходится варьировать штрихи по толщине и валёру. Расширение линии может указывать на тень или приближенность к зрителю, слабая линия — на свет и отдаленность.
Рисовать контур
Элементарный рисунок объекта можно сделать быстро, по наитию, уделяя особое внимание линиям контура. Изображение получается весьма схематичным. Одно из замечательных свойств этой техники рисования состоит в том, что разрывы, наложения и изменения толщины линии, описывающей контур объекта, могут создать иллюзию массивности и глубины формы.
Самый интуитивный способ обследования объекта - это его контурное изображение.
Изучение контуров - это еще один метод подхода и освоения сюжета. При этом текстура и внутренние формы не должны отвлекать нас от анализа контура. Полезно делать небольшие наброски с единственной целью передать контуры главных форм.
Порядок действий
Выбираем объект с простым контуром, например фрукт или кусок хлеба. Первый этап — рассматривание. Затем, когда мы приступаем к рисованию, рука и глаз работают синхронно, иными словами, глаз смотрит на ту часть композиции, которую карандаш рисует на бумаге. Полезно представлять себе, будто кончик карандаша касается не поверхности бумаги, а самого объекта.
Контурный рисунок выполняется с паузами, осмысленно. Как только мы овладеем техникой, можно будет потренироваться на более сложных сюжетах, с внутренними линиями.
- Модель простая. Анализируем ее и одновременно с разглядыванием проводим первые пробные линии с целью приблизиться к контуру форм.
- Первое изображение контуров выполняем легким штрихом, что позволяет вносить исправления по ходу дела.
- Обводим контуры более интенсивными штрихами. Начинают появляться внутренние линии предметов, объясняющие текстуру и объем.
- В завершение наброска выделяем некоторые линии тонким черным фломастером, обводя лишь некоторые линии, чтобы упрочить композицию.
Линейный рисунок
Некоторые из самых впечатляющих рисунков были сделаны всего несколькими линиями. В рисунке, выполненном одними линиями, без сопровождения штриховки, вес всего произведения в целом ложится на движения и траектории этих линий, поэтому должен возникать дополнительный интерес к таким движениям.
Многообразие линии
Существуют приемы, с помощью которых создается иллюзия объема и пространства в линейном рисунке: прерывать линию, когда передаешь глубину формы, подчеркиваешь линию, когда рисуешь красивую округлую форму; заштриховать изображение или проработать ту же линию несколько раз, чтобы получить четкий контур, который выступал бы из сплетения линий.
- Потренируемся на одном и том же объекте с разными вариантами линий, чтобы понять, как это влияет на конечный результат. Начнем с легких, нетвердых и неуверенных штрихов.
- Далее рисуем набросок, в котором притягивают внимание уверенные жирные линии, которые придают конструкции основательность.
- Повторим операцию еще раз. На этот раз рисуем дрожащими линиями, многократно повторяющимися и наложенными одна на другую. Сравним три рисунка и убедимся, что линия способна передать хрупкость, твердость и эффект размытости и дрожания.
Модулированная линия
Модулированные линии имеют едва уловимые изменения толщины и интенсивности; цель — продемонстрировать хрупкость или округлость форм. Их путь пролегает не только по краям, но и пересекает формы, указывая, где поверхность объекта ближе, а где дальше от зрителя, где она искривляется, а где она плоская, по тактильному ощущению.
Модулированная линия меняет толщину и интенсивность на протяжении своего пути с целью передать информацию об объеме изображаемого объекта.
Не очень твердая, пунктирная и прерывистая линия придает рисунку эфемерность и зыбкость. Дрожащая перекрывающая линия, как нельзя более подходит для рисования фломастером.
Обводка
Часто секрет удачного завершения линейного рисунка кроется в простоте. Речь идет о том, чтобы не переусердствовать в работе над образом. По завершении наброска штрихи обводятся более интенсивной линией. Окончательную обводку легче делать по черновым отметкам.
В законченном рисунке не должно быть видно слишком много линий. Это позволяет также избежать загрязнения поверхности следами пальцев или касаний ладонью.
Проволочный рисунок беспрерывной линией
В набросках шариковой ручкой или остро отточенным карандашом объект очень часто изображается неизменной по толщине, но непрерывной в проведении линией. Она тянется, словно бесконечная проволока, которая запутывается, чтобы передать контур, объем объекта и эффекты светотени.
Беспрерывная проволока
Практическое упражнение для того, чтобы рисовать быстро и свободно, состоит в следующем: надо изобразить объект одной линией, то есть, не отрывая кончика карандаша от бумаги, как если бы мы рисовали контур фигуры с помощью бесконечной тонкой проволоки. Делать это надо быстро, а линия должна тянуться непрерывно, без исправлений, наложений или дрожания. Постепенно из путаницы линий возникает форма, похожая на объект изображения.
- Проанализируем процесс работы над проволочным рисунком. Одной непрерывной линией рисуем столб и накладываем тень в нижней части сцены.
- Линия продолжает свой путь и поднимается выше, чтобы передать детали конструкции. Этот метод работы не предусматривает возможности исправления.
- Если пожелаем, можем вернуться назад по той же линии, чтобы двинуться в другом направлении. Некоторые эффекты затенения оставляем напоследок.
Геодезические линии
Этот проволочный рисунок напоминает топографическое изображение земной поверхности, словно мы создали ее с помощью геодезических линий. Такое представление весьма помогает научиться моделировать проволочной линией внутренний объем изображаемых объектов. Объект демонстрирует широкое разнообразие внутренних контуров, карту, раскрывающую топографические свойства поверхности и ее модуляции, подчеркивая натяжение, особенности формы и изменения объема.
Геодезический рисунок представляет собой разновидность проволочного: изображение складывается из многочисленных концентрических линий, которые постепенно объединяются друг с другом.
Геодезические линии напоминают изображение горного рельефа на топографических картах.
В проволочном рисунке нарушение пропорций - обычное явление, особенно когда дело касается фигур.
Набросок с натуры, сделанный шариковой ручкой. Не мешает попрактиковаться в рисовании этим инструментом, поскольку зачастую именно она оказывается у нас под рукой.