Рисование в стиле примитивизма
Начиная с восьмидесятых годов прошлого столетия, все больше художников намеренно упрощают свои произведения. Такой стиль называется примитивизмом, и главной его отличительной особенностью является отказ от технических изысков, тщательной проработки деталей и всего того, чему обычно обучают в художественных академиях. Выполненные в таком ключе изображения чем-то напоминают творчество культур, которые считаются примитивными или экзотическими: рисунки африканских племен, доисторическая наскальная живопись, декоративные элементы коренных народов различных стран и т. д., — все это создавалось местными умельцами, которые не получали никакого образования в сфере искусства. Далее мы продемонстрируем несколько рисунков, выполненных Терезой Сэги в стиле примитивизма.
- Животные — очень удобная модель для примитивистского рисунка. Эта работа выполнена при помощи разбавленных в воде красок, а в качестве завершающего элемента выступают линии черной туши, нанесенные деревянной палочкой.
- Прежде чем приступить к созданию рисунка, выполняем несколько пробных мазков на плотной акварельной бумаге, на которую мы предварительно нанесли краску двух различных цветов. Чтобы получить линейные формы серого цвета, мы несколько раз приложили к поверхности основы пропитанный краской кусок ткани.
- При помощи акварели кадмиевого красного цвета, обильно разбавленной водой, изображаем очертания слона. Краска должна быть прозрачной и образовывать лужицы на поверхности бумаги.
- По мере продвижения работы на листе бумаги постепенно угадываются очертания слона. В данном случае мы не стремимся во всех подробностях передать особенности его строения, поэтому рисовать нужно схематично, так, чтобы готовый результат пробуждал фантазию зрителя.
- Чтобы закончить рисунок, нам понадобится более толстая кисть, пропитанная краской того же цвета. Поскольку мы используем большое количество воды, краска скапливается на некоторых участках бумаги, образуя лужицы и нарушая тоновое единство изображения.
Рисуем разбавленными в воде красками
Техника художников-примитивистов отличается своей прямотой, отсутствием каких-либо деталей и даже некоторой грубостью. Они накладывают краску небрежно, пятнами, создавая при этом рисунки, на которых линии либо не появляются вовсе, либо выведены очень мягко и не играют какой-либо существенной роли. В результате у них получаются упрощенные, схематичные и полуабстрактные работы.
- На этот раз мы будем работать по мелкозернистой бумаге белого цвета. Наносим первое пятно краски (сильно разведенной водой), чтобы наметить наш рисунок и обозначить примерные очертания слона.
- Пока поверхность еще не просохла, добавляем акварель двух других цветов: кадмиевый красный и жженая сиена. Поскольку мы рисуем с большим количеством воды, на некоторых участках бумаги образуются лужицы краски.
- Если посыпать поверхность солью или гранулированным кофе, мы сможем нарушить единообразие рисунка и создать на нем весьма любопытную текстуру.
- Добавляем совсем небольшое количество фиолетовой краски и даем рисунку немного просохнуть. Затем графитовым карандашом наносим несколько едва видимых штрихов, чтобы наметить форму бивней, ушей и ног слона.
- Из-за того, что краска скапливается в некоторых местах, рисунок просыхает неравномерно, от влаги бумага может деформироваться и на ней остаются случайные пятна. Все это придает работе развязный, неформальный вид. Сверху сыпем немного соли, чтобы создать на поверхности легкий эффект зернистости.
- Лучше всего использовать водорастворимый карандаш. Штрихов наносим совсем немного, и их практически не должно быть видно, чтобы не нарушилось общее впечатление от изображения, полученного при помощи красок.
Суть примитивистского рисунка
Работы, выполненные в стиле примитивизма, должны уносить нас в прошлое, напоминать нам о доисторических предках, которые жили в единении с природой и на стенах своих пещер изображали различных ее представителей, вкладывая в эти рисунки мощный заряд чувств и эмоций. Такие рисунки имеют очень развязный, небрежный вид, и на них есть место некоторым искажениям. При работе над ними не нужно проявлять большого худо жест венного мастерства, совсем наоборот: надо постараться при помощи нескольких мазков донести нашу задумку до зрителя и воздействовать на его воображение.
- Давайте насыплем поверх краски немного соли и посмотрим, что произойдет. Соль впитывает влагу и концентрирует вокруг себя частички красящего пигмента, благодаря чему создается весьма специфический эффект зернистости.
- Когда рисунок полностью просохнет, выборочно наносим небольшое количество краски терракотового цвета в качестве завершающего элемента.
- В результате у нас получился весьма чувственный и довольно небрежно выполненный набросок. Мы отказались от каких-либо изысков, однако рисунок имеет очень любопытный вид благодаря сочетанию неравномерно просохших красок.
Другие примеры
- Данная работа отличается чрезвычайной простотой, почти что наивностью, а техника ее выполнения достаточно необычна и никак не согласуется с требованиями академического рисунка. Форма модели задается, прежде всего, посредством хаотичных пятен с выраженной текстурой.
- Контуры рисунка получились расплывчатыми и распадаются на множество небольших пятен с гранулированной текстурой. Чтобы получить такой эффект, нужно провести угольной палочкой по акварели или туши.
- Для работ в стиле примитивизма характерны более размашистые, резкие линии, которые на поверхности рисунка могут размываться водой или даже сливаться с красками.
- Данный рисунок бараньей головы выполнен при помощи акварели, поверх которой автор посыпал угольную пыль, и все это он дополнил линейными штрихами, нанесенными прессованным угольным карандашом.
- Этот рисунок осьминога получился очень динамичным. Он выполнен по бумаге при помощи туши цвета сепия и бирюзовой акриловой краски, вылитой непосредственно из тюбика. Чтобы добиться эффекта зернистости, использовался гранулированный кофе.
- На этом рисунке, изображающем зеленый лук, сочетаются разбавленная в воде акварель и тушь. Чтобы обозначить ростки, проводим по краске обратным концом кисточки, а для создания текстуры посыпаем изображение небольшим количеством соли.