Сельское поле
В занятиях живописью меня особенно вдохновляют разнообразные пейзажи с их характерными деталями. Пейзаж можно написать по-разному: чем больше вы будете практиковаться, тем явственнее проявится ваш индивидуальный почерк, ваш личный стиль. Каждый конкретный пейзаж должен быть узнаваемым, но гораздо важнее этого — мир эмоций, скрывающийся в сюжете, который художник открывает зрителю через свое мастерство.
Если линии прямые и ровные, пейзаж производит впечатление чрезмерно аккуратного и техничного (пример слева). Плавные, волнистые, неровные линии создают ощущение близости к настоящей природе (пример справа).
Поле: пошаговое упражнение
Материалы. Поле
- Тряпичная бумага, 640 г/м2, сатин, 38*56 см
- Акварель: хинакридон золотой, индийский желтый, оранжевый лазурный, желто-зеленый, оливково-зеленый, оливковый, горный синий, кобальт светлый, Ван Дейк коричневый, железный сурик
- Разнообразные кисти
Предварительные соображения
Для создания пейзажа очень важно определить положение линии горизонта: оно зависит от типа пейзажа. Если вы рисуете пейзаж без возвышенностей, характерный, например, для Северной Германии, горизонт должен быть расположен достаточно низко, а акцент сделан на небе. Для пейзажа с небольшими холмами, как на этой акварели, идеально расположение горизонта на границе верхней трети изображения. Нужно не только найти верное положение линии горизонта, но и разделить изображение на уровни, определив, как происходит переход от крупного переднего плана к небольшому среднему и еще меньшему заднему плану. Такое деление пространства рисунка создает объем и глубину. Взгляните, как межа в поле и следы колес уводят линию перспективы вглубь картины. Разделение на зоны происходит благодаря группам кустов и деревьев.
1-й шаг
Наметьте уровни изображения: крупный передний план, средний меньше и небольшой задний план. Нарисуйте деревья и кусты, проведите линии, визуально делящие поле.
2-й шаг
В качестве основного цвета для первого слоя краски используйте хинакридон золотой; наносите его от горизонта. Наносите краску согласно предварительной разметке. Помните, что чем шире будут поверхности на переднем плане, тем более плоскими они будут выглядеть на рисунке. Передний план заполнен крупными участками поля, а средний при этом займут меньшие, обособленные участки.
3-й шаг
Нанесите на поля и луг базовый спокойный тон: для этого подойдет широкая кисть из синтетических волокон. Не наносите краску на крыши зданий. Лес сформирует верхнюю часть пейзажа, а синий цвет неба растечется по всей ширине листа. Уже нанесение цвета «горный синий» позволяет распознать в небе движущуюся группу облаков: то, что их несет ветер, можно изобразить при помощи продолжительных мазков широкой кисти. По направлению к горизонту оттенок краски становится все светлее и светлее. Дополните рисунок облаков, промокнув тряпочкой нужные области рисунка.
4-й шаг
Акцент на некоторых структурах сделан оливковым цветом и хинакридоном золотым. Обратите внимание на направление перспективы в глубину изображения поля. Побрызгайте водой в направлении нижнего края листа: так вы придадите легкости не только данному участку, но и всему рисунку. Использование цвета «Ван Дейк коричневый» при закрашивании поверхностей укажет на только что вспаханное поле, на котором еще не пробились ростки. Лессировкой индийским желтым объедините участки в единое целое.
5-й шаг
Когда краска полностью просохнет, выделите границу между задним и средним планом кустами и деревьями. Они кажутся более крупными на переднем плане, что также добавляет объема изображению. Темная масса листвы деревьев выдвигает светлые дома вперед. В правой части рисунка проступают неокрашенные постройки на фоне лесополосы, тянущейся до правого края картины. Если бы вы не сделали лессировку, не была бы видна связь деревьев с почвой, они выглядели бы чужеродно. Что касается построек, то по ним легко заметить, насколько серьезно люди прежних времен воспринимали погодные условия: эти домики приземистые, они прячутся в лощинах, среди высокой растительности, чтобы быть как можно менее уязвимыми при урагане и грозе. Обязательно примените эти приметы старины в вашей акварели. Закончите работу, подчеркнув границы между участками пашни, тропинку и линии крыш домов акварельным карандашом.
СОВЕТ
Не пожалейте времени на то, чтобы расставить акценты на картине. Расставляйте их, только как следует разобравшись в готовом изображении.