Техника монотипии в рисовании
Многие художники с интересом относятся к этой технике и применяют ее в своих творческих экспериментах. Монотипия — это уникальная разновидность печатной графики, которая находится на полпути между гравюрой и рисунком, поскольку задействует приемы из обеих этих областей. Чтобы перенести изображение при помощи данной техники, сначала нужно покрыть специальную пластину или другой гладкий и плоский предмет тонким слоем типографской, акриловой или масляной краски. Затем необходимо положить сверху лист и рисовать на его оборотной стороне, чтобы калькировать изображение, то есть отпечатать краску на поверхности бумаги. В результате рисунок получается ярким и обладает зернистыми контурами, которые образуют переходы по насыщенности, а на некоторых областях бумаги остаются шероховатые пятна с очень любопытной текстурой. Художница Понс Тельо продемонстрирует нам потенциал этой техники.
- Для этого эксперимента нужно использовать не масляную, а типографскую краску, потому что она не оставляет на поверхности характерных пятен, которые могут затруднить работу или даже испортить рисунок.
- Перед началом работы мы делаем несколько пробных оттисков, чтобы посмотреть, каким получится изображение при разной степени разбавления краски скипидаром. Для монотипии лучше выбрать тонкую лощеную бумагу.
- Художница хочет получить изображение, состоящее из нескольких слоев, поэтому сначала она делает соответствующие рисунки на отдельных листах бумаги.
- Переливаем краску на стекло, чтобы ее было легче разровнять и затем перенести на пластиковую или полиуретановую пластину. Краска должна лечь тонким, однородным слоем.
- На покрытую краской поверхность кладем лист бумаги, например формата фолио. Сверху располагаем кальку с нарисованным на ней образцом. Копируем изображение при помощи ручки, чтобы удалить часть краски.
- Теперь кладем лист, на котором будет наш окончательный рисунок, и проходимся по нему деревянным шпателем, сильно надавливая на инструмент.
- Подняв лист бумаги, мы видим, что фон полностью стал синим, а на тех участках, где мы удалили краску, появился сам рисунок. Теперь нужно подождать пару дней, пока наша монотипия высохнет.
- Следующее изображение мы рисуем кисточкой прямо на стекле. Когда оно будет готово, переворачиваем стекло и при помощи чистого валика переносим картинку на бумагу.
- Чистим полиуретановую пластинку скипидаром и частично накрываем ее листом бумаги, чтобы черная краска отпечаталась только внизу основы.
- Сверху кладем листок с синим фоном (он должен быть полностью сухим) и по точно такой же схеме калькируем предварительно сделанный рисунок.
- Работа продвигается слой за слоем. Мы можем видеть, что последняя калька в точности воспроизводит подготовленный художницей рисунок.
- Поднимаем лист бумаги — рисунок полностью отпечатался. Главная прелесть этой техники — слегка зернистая и шероховатая текстура линий, которые получаются при оттиске.
- Снова покрываем краской полиуретановую пластинку и кладем на нее лист бумаги, чтобы перенести последнее изображение — женщину с ребенком на руках. На обратной стороне мы рисуем ручкой, чтобы можно было сильнее надавливать кончиком на поверхность.
- И наконец, добавляем второй рисунок синего цвета. Нужно учитывать, что при использовании техники монотипа последовательность слоев меняется: последние изображения перекрывают те, которые наносятся первыми.