Виды красок: сравнение гуаши с другими красками

...чистая акварель, абсолютно исключающая белила, в наши дни применяется все реже; она была в моде в 60-70-х годах 19-го столетия. Большого совершенства в работе с ней достигли, в частности, англичане. Мы предпочитаем гуашь! В этом виде живописи белила используются вместе с акварельными красками. Насыщая краски, белила придают изображению меловой, сухой характер. Поверхность картины становится матовой, и ее можно рассматривать независимо от бокового освещения, которое зачастую требуется живописи маслом.

 

ЛОВИС КОРИНТ. Das Erlernen der Malerei (Изучение живописи), 1920

 

Возможно, это удивит вас, но строгое разделение между акварелью и гуашью, которое теперь воспринимается как должное, возникло далеко не сразу. А именно, в 1804 году, когда британское Королевское общество художников-акварелистов включило в свой устав пункт о том, что настоящими акварелями могут считаться только картины, написанные без примеси белил или других непрозрачных красок. Только такие работы могли выставляться под названием water colours, или «акварель». А остальные стали называть ради удобства body colours, то есть «корпусными красками». И в то время как акварельная живопись полюбилась и стала весьма уважаемым занятием в Англии, гуашь сыграла важную роль во Франции, где широко использовалась в конце 19-го века, — например, для создания плакатов.

 

Виды красок: сравнение гуаши с другими красками

 

Так как же именно соотносится гуашь с другими живописными техниками? В чем сходство и различия между ними и гуашью? Разобраться в этом помогут некоторые основные сведения.

 

Акварель

Ближайшая родственница, можно сказать, сестра-близняшка гуаши. Поскольку обе краски содержат одно и то же связующее вещество, а именно гуммиарабик, то разница между ними лишь в деталях Пигменты в акварельных красках растерты гораздо мельче, но в гуаши их пропорция значительно выше. Благодаря этому, а также присутствию белил или мела, гуашь обеспечивает укрывистость, которая совершенно отсутствует в акварельных красках.

 

Акриловые краски

Появились в середине 20-го века как новая альтернатива существующим живописным техникам. Живопись акриловыми красками стала популярной как среди художников-любителей, так и профессионалов и вытеснила, хотя и не полностью, традиционные и более сложные в изучении гуашь или масло. Акриловую краску, как и гуашь, можно накладывать и лессировками (обычно с добавлением акрилового связующего вещества), и непрозрачными слоями. Однако основное отличие от гуаши заключается в том, что после высыхания акриловая краска становится водостойкой и образует эластичный слой, подобный пластику. Акрил высыхает сравнительно быстро, хоть и не так быстро, как гуашь, и может выдержать практически бесконечное количество перекрашиваний.

 

Темпера

Общее название для многих, иногда очень древних живописных техник, известных еще с античных времен, например, по погребальным портретам из Файюма в Египте. Термин происходит от латинского слова temperare, что означает «сдерживать» или «смешивать». Для того чтобы изготовить эти краски, маслянистые и водянистые вещества доводятся до состояния эмульсии, которая по своей природе не может быть долговечной. В случае яичной темперы — это яичный желток и вода, иногда с добавлением льняного масла, уксуса и т. д. В случае с казеиновой темперой — казеин, получаемый путем денатурации из молока, мягкий щелок и вода. Эти краски быстро высыхают, со временем становясь все менее растворимыми в воде. До того, как около 1500 года живопись маслом постепенно заменила темперу, в позднем Средневековье и в эпоху Возрождения она была наиболее популярной техникой. Так, большинство картин Сандро Боттичелли были написаны именно темперой.

 

Пастель

Также является важной живописной — техникой, несмотря на то что относится к «сухим» разновидностям. При производстве пастельных мелков пигменты сначала измельчаются, затем пропитываются связующим веществом и прессуются в форме палочек. Так же, как и в случае с гуашью, в них добавляют мел или каолин. Этим объясняются родство и визуальное сходство работ, выполненных в той и другой техниках. Матовая поверхность и «пастельные» тона получаются именно благодаря мелу. Эта «матовость» типична как для пастели, так и для гуаши.

 

Масло

Льняное масло — это связующее вещество, давшее название масляным краскам. Вот почему эти краски не имеют почти ничего общего с гуашью. Этой технике, возникшей в эпоху Средневековья, потребовалось несколько веков для того чтобы заменить темперу и стать королевской дисциплиной в живописи — сначала в Северной Европе, в Нидерландах, и только потом в Италии. Приемы живописи маслом многочисленны и довольно сложны. Традиционно работа начинается с грунтовки холста, имприматуры, затем следует подмалевок, нередко выполняемый темперой или гуашью. Обычно это делают для того, чтобы наметить условия освещения и общую атмосферу в земляных тонах. На подготовленном таким образом фоне художник прокладывает средний тон. А затем прописывает как тени, так и светлые участки картины (прием, аналогичный этому, используется и в работе с гуашью). Следующим этапом будут многочисленные лессировки. Поскольку масляные краски сохнут очень долго, для создания такой картины может понадобиться несколько месяцев.

 

Одним из поразительных примеров долгой подготовительной работы служит полотно Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов». Это незавершенный холст, хранящийся в галерее Уффици, который, к счастью для нас, так и не продвинулся дальше подмалевка. Здесь мы можем увидеть, как живопись медленно прорастает из огромного рисунка. Начиная от грубых набросков и до детально проработанных, но монохромных фигур мы можем проследить все этапы, через которые прошел художник.

 

СОВЕТ

Если у вас на баночке с краской указаны одновременно и «гуашь», и «темпера», то один из терминов там явно не по делу. При этом понять разницу между двумя этими техниками совсем не сложно. Темпера всегда замешивается на недолговечной масляно-водяной смеси. Отсюда проистекает ее название, которое и означает «темперированную» или «умеренную», то есть скоропреходящую смесь. Краски, где связующим веществом выступает гуммиарабик — гуашь и акварель, — не содержат ни эмульсии, ни жира. И как следствие, не имеют с темперой ничего общего.

 

Сравнительная таблица (Гуашь / Акриловые краски / Темпера / Масляная краска / Пастель / Акварель)

Виды красок: сравнение гуаши с другими красками

ddrug1.png