Выбор кисти для рисования: какие виды подойдут лучше
Опыт показывает: каждый художник рано или поздно обзаводится собственным набором из нескольких кистей, что называется, «по руке и по сердцу». Чтобы помочь вам пробраться сквозь дебри всевозможных кисточек, мы рассмотрим все те, что подходят для гуаши.
Содержание
- Свойства разных кистей
- Ворс кисти для рисования: натуральный или искусственный
- Форма кистей для рисования
Какие кисти самые лучшие? Надо ли мне покупать их как можно больше, чтобы лучше рисовать? Достаточно ли синтетических кистей или же обязательно покупать кисть из натурального ворса? Эти и другие вопросы могут свести с ума, когда вы стоите перед бесконечными стеллажами в магазине художественных товаров. Позвольте мне рассказать вам одну короткую историю, чтобы ответить, по крайней мере, на первый из вопросов. Перенесемся в 1866 год. С тех пор как художники перестали сами вязать себе кисти, минуло уже довольно много времени. Кстати, это занятие только в 17-м веке перешло к специальным «кисте- и щетковязальщикам», или переплетчикам кистей, как их называют в наши дни.
В Англии поставщиком художественных материалов для королевского двора стала уже известная нам фирма Winsor&Newton. Ее величество королева Виктория, большая любительница акварельных красок, сама попросила компанию изготовить для себя лучшие в мире акварельные кисти. Королевские переплетчики кистей неплохо потрудились, и результат превзошел все ожидания. Помимо ручки из слоновой кости и серебряного зажима, новая кисть любимого королевой формата № 7 обладала невероятно тонким кончиком — как у № 00! Королеве это изделие настолько полюбилось, что вскоре было налажено серийное производство и для менее знатных акварелистов.
И по сию пору эти кисти изготавливают поштучно в сонном, богом забытом городишке Лоустофт на севере Англии. И даже давно утратив ручку из слоновой кости и серебряный зажим, кисти серии 7 ценятся на рынке как лучшие в мире.
Свойства разных кистей
Итак, интересующие нас кисти отличаются по ворсу и форме. Раскроем тему ворса: когда обращаться к кистям с натуральным ворсом, а когда — с синтетическим? Хотя кисти из натурального ворса довольно дороги, тем не менее, они достаточно универсальны. А лучше всего они подходят для выполнения тонкой работы, к примеру, для изображения волос и глаз, проведения тонких линий или наложения прозрачных слоев краски и лессировок. Благодаря своей структуре, натуральный ворс удерживает гораздо больше влаги и краски, чем синтетические волокна. Синтетические кисти годятся для более грубой работы. Они хорошо подходят для смешивания красок, растушевки контуров и цветовых переходов. Основными их достоинствами являются большая гибкость и меньшая цена.
СОВЕТ
Высококачественные кисти, сделанные из натурального ворса, нуждаются в тщательном уходе. Гуашь не столь агрессивна, как, например, акриловые или масляные краски. Тем не менее, не пренебрегайте очисткой и уходом за кистями. Аккуратно промойте кисти чистой водой — лучше с ядровым мылом, так как обычное моющее средство через некоторое время обезжирит ворс. Продолжайте промывать кисти, пока вода не перестанет окрашиваться. Обращайте особое внимание на то, чтобы в основании головки кисти не оставалось краски. В противном случае ворс будет все больше и больше расходиться, и кисть потеряет свой красивый острый кончик. После того как кисть промыта, сформируйте кончик и положите ее сушиться. При бережном обращении хорошая кисть из колонка или белки может прослужить вам много лет.
Ворс кисти для рисования: натуральный или искусственный
Несмотря на постоянно совершенствующиеся технологии изготовления синтетических кисточек, без натуральных все же не обойтись. Тут имеет смысл приглядеться внимательнее, какие животные жертвуют своей шерстью в угоду нашей тяге к рисованию, и для решения каких задач больше всего подходит тот или иной ворс.
1. Колонковый ворс
Хотя и нет необходимости рисовать все кистями серии 7, все же постарайтесь приобрести одну или две колонковые кисти, так как этот инструмент из зимнего меха самца сибирского колонка mustela sibirica бесспорно является лучшим из всех возможных. Сочетание таких качеств, как долговечность, способность хорошо удерживать влагу, эластичность, а также тонкий и стабильный кончик делает эти кисти фаворитами у художников, работающих водяными красками.
2. Кисти из щетины
Круглые или плоские, отлично подходят для техники «сухой кисти», когда вы пишете, добавляя небольшое количество воды и накладывая матовые слои краски.
3. Кисти из бычьего волоса
Обладают мягким, эластичным ворсом. Они являются недорогой альтернативой кистям из белки или колонка. Как кисти с длинным ворсом, они хорошо подходят для тонких мазков, линий и каллиграфии. Кисти в форме «кошачьего языка», или закругленной формы, хороши для растушевки.
4. Кисти из беличьего ворса
Изготавливаются из очень тонкого голубоватого, черного или коричневого меха. Кончик этих кистей тонкий, так что контроль текучести краски ничуть не хуже, чем у колонковых кистей. Недостаток: эти кисти менее эластичны, так как ворсинки меха у белки тоньше, чем у колонка.
5. Кисти, смешанные из колонка и синтетики
Кроме кистей из чистого колонка, современные производители выпускают также их смеси с синтетическим ворсом. Они лучше контролируют текучесть краски, чем синтетические кисти, но уступают кистям из натурального ворса, когда речь заходит об остроте кончика и эластичности.
6. Кисти из ворса ласки
Представляют собой альтернативу колонковым кисточкам. Кисти с ворсом красновато-коричневого цвета и тонким кончиком, они хорошо впитывают краску, но обычно короче колонковых кистей.
7. Кисти из козьего ворса
Широкие, плоские кисти, изготовленные из козьей шерсти, с ручкой из натурального дерева подходят для лессировок и подмалевков, не оставляют полос или следов. Очень мягкий ворс!
СОВЕТ
Как правило, чем грубее ворс, тем больше краски ваша кисть сможет удержать. Иными словами, чем укрывистее вы хотите рисовать, тем жестче должен быть ворс кисти!
Форма кистей для рисования
1. Плоские кисти
Хорошо распределяют краску и с узкой стороны могут использоваться для относительно тонких линий и острых углов. Их предпочитают художники, работающие «по-мокрому» и желающие быстро переходить от широких линий к узким.
2. Круглые кисти
Благодаря длинному густому ворсу они удерживают больше краски, чем кисти другой формы. Они универсальны в использовании и, следовательно, могут служить как для проработки деталей, так и для крупных пятен и лессировки. Поворачивая кисть, можно прокладывать краску равномерным слоем.
3. Кисть «кошачий язык»
Это вид плоской кисти с закругленным краем. Она обладает преимуществами одновременно круглой и плоской кистей. Такие кисти используют для закрашивания обширных областей и цветовых переходов, но они также годятся для детальной проработки.
4. Кисти в форме веера
Не способны впитать много краски и, следовательно, больше пригодны для создания неравномерных текстур, орнаментов и узоров. Существуют кисти в форме веера с более прочным ворсом из синтетики или из щетины, они годятся для плавных цветовых переходов, создания текстуры и разных эффектов. А более мягкие веерообразные кисти, изготовленные, например, из барсучьего ворса, хороши для имитации деревянного или мраморного узоров.
5. Кисти с длинным ворсом
Это очень длинные, тонкие кисти с кончиком или без него. Они впитывают много краски и хорошо подходят для написания букв или для проведения изящных линий.
6. Трафаретные кисти
Из густой свиной щетины с короткой ручкой и плоским срезом. Как подсказывает их название, они созданы для набивки по трафарету.
7. Силиконовые кисти
Подходят там, где ворсинки кисти могут склеиться, например, при нанесении маскирующей жидкости.
8. Кисти для каллиграфии
Как ни грустно, но эта китайская кисточка из поддельного «тибетского барса» на самом деле не очень годится для гуаши: у нее слишком длинный и чересчур мягкий ворс! Но я не смог устоять перед этим экстравагантным зрелищем и решил ее нарисовать.
СОВЕТ
Никогда, даже ненадолго, не ставьте кисть головкой вниз в стакан с водой. Особенно уязвимы кисти из колонка с тонким кончиком: они рискуют потерять форму и погнуться. Если это все же произошло, есть один способ исправить положение. Подержите искривленную кисть секунд десять в предварительно вскипяченной горячей воде, а затем снова придайте форму ее кончику. Теперь обмакните кисточку в гуммиарабик и оставьте на ночь. Немного везения, и в следующий раз, когда вы соберетесь ей рисовать, кисть будет готова к использованию. Конечно, после того, как вы смоете гуммиарабик.