Инструменты и материалы для рисования гуашью

Вслед за красками, бумагой и кистями я бы хотел представить вам и другие инструменты и материалы. В этой статье вы найдете некоторые советы по основному оборудованию и узнаете, какие принадлежности нужны, чтобы освоить новые идеи и приемы. Ведь новое часто рождается, едва мы откладываем в сторону привычные инструменты и пробуем рисовать немного иначе.

 

Содержание

Инструменты для рисования гуашью

Материалы для рисования гуашью

 

Инструменты для рисования гуашью

Карандаши

Вероятнее всего, карандаши вам понадобятся для предварительных эскизов и прорисовок. Карандашный рисунок легко исправить, стереть, а при необходимости можно нарисовать карандашом и поверх гуаши. Советую выбирать карандаши средней степени мягкости, между H и 2B. Карандаши мягче 3В легко смазываются и будут пачкать бумагу. А те, что тверже 2Н, оставят царапины.

 

Стирательная резинка

Существует множество видов резинок, пригодных для различных целей. В первую очередь вам понадобится мягкая резинка, которая поможет удалить остатки маскировочной жидкости, не нарушая слой краски. Также держите наготове вторую, более жесткую резинку, которой можно стереть въевшийся в бумагу рисунок. А то и верхний слой бумаги вместе с краской.

 

Инструменты для рисования гуашью

 

Ножи

На вашем рабочем месте всегда должен быть хороший нож. Лучше всего иметь макетный нож для работы погрубее (нарезать бумагу по размеру) и тонкий скальпель Martor или X-acto марки Elmer's Products, Inc. для более деликатных задач (чтобы, например, точно вырезать по форме клейкую ленту при маскировке, заострять тростниковое перо и т. п.). Также следует иметь под рукой бритвенное лезвие на случай, если захотите соскрести с бумаги капельки краски. Этой хитрости научила меня бабушка, которая была архитектором и пользовалась лезвием для зачистки чертежей. А чтобы случайно не порезаться самим, можете вставить лезвие в пробку с боковой стороны.

 

Фальцевальные косточки

Используются для перелома и сгибания акварельной бумаги перед нарезкой и растяжкой.

 

Палитра

Палитра для смешивания красок — это очень личное дело, каждый художник смешивает краски на свой манер. Для работы с гуашью лучше всего подходят фарфоровые палитры. В продаже есть палитры разных размеров и форм, гладкие или с углублениями для разделения красок. Но не обязательно покупать дорогую палитру в магазине художественных товаров. Многие художники (и я в их числе) используют простые белые фарфоровые тарелки, а также стеклянные или плексигласовые поверхности. В конце концов, главное, чтобы на палитре не сворачивалась краска, а самой поверхности вам было достаточно.

 

СОВЕТ

Для того чтобы точнее попасть в тон, некоторые художники вместо белых палитр пользуются стеклом, окрашенным с обратной стороны в нейтральный серый (пропорция белого и черного 50:50). Пригодится не только для начинающих, ведь таким образом намного легче оценить яркость цвета на палитре.

 

Губки

Полезны для нанесения текстуры или для работы с трафаретами. Есть натуральные морские губки, с помощью которых получается слегка неравномерная текстура. Очень удобны маленькие губки (спонжи) для нанесения косметики — такие можно найти в косметических отделах или магазинах. Они дешевле, и их легко разрезать, придав ножницами нужную форму. Хорошо иметь несколько губок с различной текстурой. Кроме того, губки отлично справляются, когда нужно увлажнить бумагу или густо закрасить фон.

 

Кухонные бумажные полотенца

Важный атрибут, который всегда должен лежать у вас на столе. Для живописи вам не нужен целый рулон, хватит и одного листа. С его помощью можно высушить кисть, а также промокнуть лишнюю краску или воду. Как это делается, подробнее описано в главе о технике смывки «Два шага вперед, один назад».

 

Клейкие ленты и скотчи

Вам понадобятся три разных вида клейкой ленты:

 

  • А. Клейкая лента из белой или коричневой бумаги для натяжки листа на планшет. Подробнее об этом здесь.
  • Б. Широкая упаковочная лента или скотч пригодятся для маскировки фрагментов работы, см. здесь. Очень хорошо себя зарекомендовали бренды 3М, Tesa или Scotch.
  • В. Если вы хотите достичь большей точности при маскировке, следует приобрести клейкую ленту для окраски автомобилей, что подороже. Мне нравится, как ведет себя японский скотч фирмы Nichiban из желтой рисовой бумаги. Он хорошо прилипает, обладает водоотталкивающими свойствами и легко удаляется. А вообще, всегда стоит поэкспериментировать с новой лентой, чтобы посмотреть, как она взаимодействует с бумагой. Если ваша бумага плохо проклеена или клейкая лента слишком липкая, при ее снятии верхний слой бумаги может оторваться. Поэтому сделайте пару тестов, прежде чем приступать к работе.

Инструменты для рисования гуашью

 

Кистемойка с держателем

Емкость для воды — безусловно, относится к базовому оснащению. Собственно говоря, можно обойтись и обыкновенной литровой банкой из стекла (а лучше парой). Но, если вы хотите работать более профессионально, я рекомендую использовать кистемойку из нержавеющей стали со спиралью, к которой крепятся кисти. Таким образом, вы сможете хранить свои прекрасные колонковые кисти изящно подвешенными.

 

Фен для волос

Когда вы пишете сразу несколько картин или работаете над одной, но со множеством слоев лессировки, фен для сушки волос будет просто незаменим. Если у вас под рукой нет старого фена, и вам все-таки придется бежать в магазин за новым, пожалуйста, убедитесь в том, что у него есть функция «холодного воздуха». Чаще всего она обозначается символом снежинки. Холодный воздушный поток сушит краски дольше, но зато бережнее.

 

СОВЕТ

Если хотите избежать оторванного верхнего слоя бумаги, используя скотч, берите высококачественную, хорошо проклеенную желатином акварельную бумагу из хлопка, например марки Arches.

 

Материалы для рисования гуашью

Думаете, все это лишние прибамбасы, годные разве что для спецэффектов? Разумеется, можно создавать интересные картины, пользуясь одними лишь красками и водой. И все же при помощи той или иной «примочки» можно невероятно разнообразить свою технику. Но не торопитесь! Начинайте пробовать разные вспомогательные материалы лишь после того, как наберетесь опыта в работе с гуашью. Всегда требуется доля эксперимента, прежде чем новый материал интегрируется в живописную технику. Не бойтесь пробовать, совершайте ошибки и увидите, что случайные огрехи нередко приводят к интересным открытиям.

 

Материалы для рисования гуашью

 

Маскирующая жидкость

Это вспомогательное средство при правильном использовании может помочь вам самым удивительным образом. Оно позволяет закрыть те места вашей работы, которые вы хотите оставить незакрашенными или закрасить позднее совсем светлыми тонами. Пошаговые инструкции по применению этой техники вы найдете в главе Gummi Arabicum vs Gummi Elasticum.

 

Но прежде несколько слов о том, что это вообще за вещество. Маскирующая жидкость в своей основе состоит из жидкой резины, известной также под названием латекс. Сразу же после того, как пленка вступает в контакт с воздухом, она начинает застывать. Весь процесс занимает лишь несколько минут. У каждого крупного производителя художественных средств есть свое наименование для этого вещества. Иногда его называют маскирующей жидкостью (Daler-Rowney), некоторые используют словосочетание «акварельный маскирующий карандаш» (Sennelier), иногда можно встретить название «укрывающее средство» (Lukas) или «художественная маскирующая резина» (Winsor&Newton). А вот немецкая фирма Schminke придумала для своего изделия неслыханное доселе выражение «руббелькрепп». Петербургский завод красок «Невская палитра» тоже имеет такую жидкость в своей линейке продуктов. Я постепенно перепробовал разные бренды и особенно подружился с маскирующей жидкостью Winsor&Newton. На что следует обратить внимание при выборе этого материала?

 

Маскирующая жидкость: материалы для рисования гуашью

 

Существует два разных типа маскирующей жидкости:

 

  1. Первый изготавливается из аммиака и латекса на основе натурального каучука. Аммиак придет ему сильный запах, но зато высохшую пленку обычно можно оторвать целиком за один раз. Это относится к маскирующим жидкостям, выпускаемым компаниями Winsor&Newton, Talens, Sennelier, Pebeo и некоторыми другими производителями.
  2. Маскирующую жидкость без аммиака делают на основе сополимерной дисперсии. Ее выпускает, например, компания Schmincke (тот самый «руббелькрепп»). Она не имеет запаха, но удалять ее приходится по кусочкам с помощью стирательной резинки или пальца. Такая жидкость неплохо сочетается с акварельными красками, лежащими на бумаге тонким слоем. Но представляет собой проблему, когда используется с гуашью, поскольку при стирании резинкой гуашь легко размазать. Так что чем-то одним вам придется пожертвовать: если вы хотите избежать запаха, то в конечном счете, возможно, получите проблемы при стирании пленки с помощью резинки. А чтобы иметь возможность легко отодрать резиновую пленку, придется потерпеть запах нашатыря.

Безусловно, стоит попробовать оба варианта маскирующей жидкости, а на основе уже собственных предпочтений определиться с выбором.

 

СОВЕТ

Маскирующие жидкости бывают цветные (Schmincke, Sennelier, Talens, Pebe) или прозрачные (Winsor&Newton, Schmincke, Daler Rowney). Цветные маскирующие жидкости оптически выделяются на бумаге, поэтому я предпочитаю их бесцветным. Кстати, имея прозрачную маскирующую жидкость, можно самому подкрасить ее несколькими капельками гуаши.

 

Гуммиарабик

Как вам уже известно, гуммиарабик — это то, что связывает пигменты в гуаши и акварели. Если вы хотите сами замешать гуашевые краски, вам не обойтись без камеди из африканской акации. Ну а тем, кто пользуется готовыми красками из магазина художественных товаров, гуммиарабик все равно пригодится — и вот в каких случаях.

 

Гуммиарабик: материалы для рисования гуашью

 

При добавлении к гуаши гуммиарабик замедляет процесс высыхания и увеличивает прозрачность краски. Это можно использовать, например, когда вы пишете «по-мокрому». Однако имейте в виду: высохшая поверхность вашей работы, возможно, будет поблескивать. Я также рекомендую гуммиарабик в том случае, когда вам нужно наложить гуашь в несколько толстых слоев. Это предотвратит последующее растрескивание и отшелушивание краски, что может происходить с толстым живописным слоем. Такое случается оттого, что нижние, сухие слои впитывают воду и гуммиарабик из только что нанесенного верхнего слоя краски. Сухой гуммиарабик продается на вес в виде желтоватых комочков — в своей природной форме. А Winsor&Newton, Talens или Schmincke предлагают его в своем ассортименте в виде раствора в пузырьках.

 

Фиксативы

Одной из специфических особенностей работ, выполненных гуашью, является их бархатистая, матовая поверхность. Если вы попытаетесь использовать для своих работ лак-фиксатив в виде спрея, тона могут слегка потерять насыщенность, контрастность и свой чудесный «пастельный» вид. Поэтому я скорее против того, чтобы фиксировать готовые гуаши. Вместо этого следует аккуратно обернуть картины рисовой бумагой для транспортировки и разместить под стеклом для демонстрации — только, прошу вас, оставьте зазор в несколько миллиметров между поверхностью и стеклом! Тем не менее, фиксативы могут пригодиться. Один из интересных способов их применения — добавить фиксатив между отдельными живописными слоями. За счет этого будет легче писать поверх красочного слоя, не портя и не смывая его. Сам я не часто пользуюсь этим трюком, потому что на самом деле краски, как только их фиксируют, будет трудно поправить. Но когда возникает такая необходимость, я предпочитаю использовать следующие фиксативы: универсальный фиксатив № 50402 Schmincke, спрей № 680 для гуаши и акварели Royal Talens или спрей № 2070 марки Lascaux.

 

Фиксативы: материалы для рисования гуашью

 

Бычья желчь

Звучит неаппетитно, согласен. Это вспомогательное средство на вкус горькое, но не пахнет, а кроме того, совершенно прозрачно на просвет. Бычью желчь, которой пользуются со времен Римской империи, в наши дни сначала очищают, чтобы с ней могли работать художники. Поблагодарим за это лондонца Пелтро Уильяма Томкинса. Из его трактата «Приготовление и свойства бесцветной очищенной бычьей желчи, придающей акварелям больше яркости и стойкости» мы можем узнать, что в 1812 году он представил британскому Королевскому обществу поощрения искусств свой метод, которым можно лишать цвета и запаха этот продукт животного происхождения. Похоже, это открытие и демонстрация метода привели членов Королевского общества в полный восторг, так как мистер Томкинс покинул зал с золотой медалью на шее.

 

Для чего нужна бычья желчь? Во-первых, она может пригодиться там, где нужно писать по слегка маслянистому грунту, который отталкивает водяные краски. Одним словом, ее используют для того, чтобы увлажнить и обезжирить поверхность и чтобы улучшить свойства текучести краски.

 

Бычья желчь: материалы для рисования гуашью

 

Кроме того, бычья желчь замедляет высыхание краски. У нее есть еще одно свойство: если добавить чуть-чуть желчи, она немного зафиксирует водорастворимые краски. Это может быть очень полезным, когда вы наносите несколько слоев лессировки.

 

Мистер Томкинс восхищался бычьей желчью, он писал: «...она предохраняет от растрескивания; а цвета так прочно закрепляются на самой бумаге, что поверх можно добавлять последующие оттенки, совершенно не рискуя испортить их». Если вы пользуетесь бычьей желчью, добавьте ее в воду для мытья кистей — чем больше концентрация, тем сильнее эффект. Этот горький препарат продается в жидком виде в баночках и тюбиках (например, марки Winsor&Newton, Talens и Schmincke) или в сухом виде в акварельных кюветах (Onetz от Schmincke).

 

СОВЕТ

Когда вы хотите равномерно закрасить большую поверхность, то часто сталкиваетесь с тем, что отдельные мазки все же остаются видимыми. Так происходит, потому что гуашь быстро сохнет и переходы между полосами краски не размываются. Замедлить процесс высыхания и избавиться от этого досадного эффекта можно, добавив порядка десяти капель бычьей желчи на банку воды для смывки.

 

Средство для создания радужного блеска

Если вы любите блестки или хотите, чтобы какой-то фрагмент вашей работы сиял, подобно перламутру, я бы предложил вам воспользоваться «средством для создания радужного блеска». Это можно сделать двумя способами: либо замешать в краску, либо нанести поверх уже высохшей. Чем больше этого средства вы добавите к краске, тем сильнее она будет блестеть после высыхания. Если использовать второй способ, блестящий слой будет сиять сильнее, но будет он менее равномерным. Мелкие частицы блесток не поддаются репродукции, и поэтому такую технику можно использовать только для работ, демонстрируемых в оригинале (вот почему его невозможно воспроизвести здесь). Медиум для создания такого эффекта выпускается компаниями Winsor&Newton и Schmincke (AQUA-Shine).

 

Средство для создания радужного блеска: материалы для рисования

 

Средство для создания эффекта грануляции

Смешиваясь с гуашью, этот материал приводит к стягиванию или «грануляции» пигментов. Чем выше качество краски, тем сильнее эффект. Иными словами, краски с высоким содержанием пигмента чувствительнее к нему, чем дешевые краски c большим количеством наполнителей и добавок. Открою вам маленький секрет: поскольку основным компонентом средства для создания этого эффекта является спирт, можно попробовать использовать крепкий алкоголь (водку, шнапс и т. п.), а еще лучше — просто этиловый спирт. Если вы собираетесь работать с этим медиумом, я бы порекомендовал вам запастись дополнительными палитрой и банкой с водой, чтобы избежать загрязнения других красок.

 

Средство для создания эффекта грануляции

 

Компания Winsor&Newton продает средства для создания эффекта грануляции в пузырьках по 75 мл. Компания Schmincke нашла практичное решение: они выпускают две жидкости для создания такого эффекта в виде спрея — акваспрей в баллончиках по 100 мл и акваспрей с эффектом зернистости в пузырьках по 15 мл. Спрей хорошо наносить на еще влажную краску.

 

Средство для создания текстуры

Это средство для живописи, выпускаемое компанией Winsor&Newton, содержит в себе тонкие частицы, которые, как заверяет производитель, «создают впечатление глубины и текстуры». Точно так же, как в случае со средством для создания радужного эффекта, это заметно только на оригинальных картинах. А значит, не очень полезно для иллюстраторов или художников, чьи работы сканируют и пускают в тираж в печатном или электронном виде.

 

Средство для повышения водостойкости

Кроме традиционных средств, понижающих водорастворимость гуаши (бычья желчь, фиксативы), существуют также специально разработанные для этой цели вещества. Смешанное с краской средство AQUA Fix марки Schmincke делает гуашь водостойкой после высыхания, придавая ей свойства, схожие с акриловой краской. Тут в воздухе повисает законный вопрос: а почему бы сразу не использовать акриловую краску? Впрочем, возможность немного приручить гуашь, видимо, и будет на него ответом.

 

СОВЕТ

Поскольку большинство материалов для живописи являются веществами, агрессивно действующими на краски, советую всегда использовать для них отдельный стакан с водой и чистую палитру. Тщательно промывайте кисти, если пользуетесь вспомогательными средствами для живописи. Важно, чтобы краски в банках и тюбиках не входили с ними в контакт и не загрязнялись ими!

Инструменты и материалы для рисования гуашью