Выбор бумаги для рисования гуашью
Возможно, вы удивитесь, но, чтобы изготовить бумагу, лучше всего подходящую для живописи гуашью, нет нужды валить лес. На ее производство уходит 0% целлюлозы и 100% хлопка. И это важно, так как многие из описанных техник (например, жидкий резерв или отмывки) удаются только в том случае, когда используется качественная акварельная бумага. При условии, что вы не хотите, чтобы бумага покоробилась, разорвалась, скаталась или коварно подвела вас как-то иначе.
СОВЕТ
Рисуя важные для вас работы, пользуйтесь хорошей, толстой бумагой плотностью 300 г/м2 и больше. Тогда, особенно если вы работаете с небольшим количеством воды, вам, возможно, даже не потребуется натягивать лист на деревянный планшет.
История появления и изготовления бумаги
Бумага и порох — вот два великих китайских изобретения древности. Первое всегда использовалось для сохранения знаний, второе — для их уничтожения, а также для уничтожения жизни людей, эти знания копивших и умножавших. И насколько различны результаты их проявлений, настолько разнится и история их создания, дошедшая до нас. Изобретателем бумаги считается императорский чиновник и евнух по имени Цай Лунь, который в 105 году н.э. подробно описал технологию ее изготовления. Точнее говоря, он записал, как следует вываривать растительные волокна и как работает ручной отлив (вычерпывание) бумаги.
Так все и продолжалось до тех пор, пока на излете Средних веков это китайское ноу-хау не добралось до Европы, где бумагу вплоть до 19-го столетия изготовляли из ветоши. Собственные бумажные мельницы появились в Италии и Франции в 12-м веке, а в России — чуть позднее, при Иване Грозном. Впервые специальная бумага для акварели была выпущена английской компанией Джеймса Ватмана только в 1780 году. До 20-го века она слыла лучшей на рынке. Ее поставляли во многие страны, но, видимо, все равно производили недостаточно, так что часто продавались подделки. В наши дни чистая хлопковая бумага или бумага, сделанная из ветоши, встречается довольно редко. Но вам нужна именно такая специальная бумага, чтобы выжать из гуаши все самое лучшее. Благодаря длинным хлопковым волокнам бумага получается прочной, растяжимой и податливой.
Виды акварельной бумаги для рисования
Кто ищет, тот всегда найдет... линейки всех основных производителей бумаги — Arches, Fabiano, Hahnemuhle и Lana — включают в себя прекрасную хлопковую бумагу. Более легкие сорта весят 180-300 г/м2, тогда как плотная (и более дорогая) бумага весит 356-850 г/м2. Вес одного квадратного метра определенного типа бумаги называется «граммаж», или плотность, и служит главной характеристикой, с помощью которой различают сорта бумаги. Но есть и вторая, не менее важная характеристика. В зависимости от способа производства поверхность акварельной бумаги имеет различную текстуру. Существует три ее типа:
- Горячее прессование (hot pressed или satine) обладает гладкой поверхностью, получившейся в процессе сушки бумаги под горячим прессом. Благодаря этому она великолепно подходит для прорисовки деталей, отмывок, а также для рисования перьями или тростниковой палочкой. Ее недостаток заключается в том, что не так-то просто контролировать, как потечет краска.
- Холодное прессование (coldpressed или grain fin) имеет среднюю зернистость и обеспечивает прекрасный контакт красок с поверхностью. Этот тип подходит как для прорисовки деталей, так и для акварельных заливок и «мокрых» техник.
- Шершавая фактурная бумага (rough или torchon) самая грубая среди сортов акварельной бумаги. Получается при естественном высыхании без всякого пресса. Преимущества: пигменты собираются во «впадинках» и часто отсутствуют на выпуклых возвышениях. Так достигается типичный акварельный эффект, даже если вы пишете гуашью. Недостаток: эта бумага слишком неравномерна для прорисовки тонких деталей.
Акварельная бумага продается в виде рулонов, больших листов, а также в виде альбомов-склеек. Альбомы, конечно, больше годятся для путевых зарисовок. А для работы в мастерской я скорее посоветую приобретать отдельные листы бумаги и нарезать их по нужному формату, чтобы потом чисто натянуть на планшет. Тогда ваши работы увидят свет на идеально гладкой бумаге, а вы, между прочим, сэкономите деньги!
СОВЕТ
Постарайтесь попробовать все три типа бумаги. Таким образом, вы поймете, какая из них лучше подходит к вашей технике живописи. Поэкспериментируйте с различными изобразительными мотивами на разных поверхностях! Не обязательно покупать сразу самую дорогую бумагу с плотностью 300, 356 или 640 г/м2. Ра с тяните на деревянной доске относительно тонкую (однако достаточно прочную) бумагу плотностью 185 г/м2 и порисуйте на ней.