Выбор места и ракурса для рисования
Когда собираешься рисовать на пленэре, первым делом надо несколько минут побродить по выбранному месту, чтобы определиться с положением солнца, найти интересные уголки или точки более широкого обзора. С самого начала следует исключить однообразные сюжеты, формы против солнца и слишком открытые или общие виды.
Ищем сюжеты и композиции
Следующий шаг — берем блокнот для набросков и изучаем возможные «кадры», сюжеты и различные группы элементов с тем, чтобы определить, какие из них предлагают наиболее интересные композиции. Первые наброски делаем карандашом, тростниковым пером и размывкой туши.
- На глаза художнику попадается полуразрушенный дом и несколько деревьев рядом. Первый набросок он делает карандашом коричневого цвета. Это чисто линейный рисунок.
- Проанализировав предыдущий набросок, он решает сделать другой, слегка сдвинув «рамку». Размещает дом и деревья правее, чтобы еще больше нарушить равновесие композиции. Легкое затенение позволяет компенсировать композиционный дисбаланс.
- Художник взбирается на насыпь, чтобы занять более высокую позицию для обзора. В поисках ассиметричной композиции он выбирает другой «кадр» и снова выполняет рисунок коричневым карандашом.
- Слегка поворачивает голову, чтобы изобразить предыдущий сюжет, только на этот раз отводит главную роль компонентам слева. После наложения теней растительность и стена слева начинают перевешивать.
Когда мы рисуем набросок, следует произвести «географическую привязку» сюжета. Это значит, что по возможности нужно включить в него детали, позволяющие опознать географическое место, то есть, характерные черты архитектуры или пейзажа определенного региона.
- Наброски с каждым разом становятся более тщательными, сюжеты или «кадры», привлекшие внимание художника, прорабатываются более настойчиво. В данном случае он выполнил начальный рисунок дрожащей линией. Вслед за этим наложил тени, комбинируя градиент и штриховку. Чтобы выделить главные контрасты тона, художник использует черный карандаш.
- Комбинирует предыдущие тональные элементы с линейными штрихами, выполненными тушью и тростниковым пером. Штрихи ограничиваются первым планом, они помогают выделить контуры домов и передать текстуру крыши.
- В завершение наносим тени пером и тушью. В результате выделения контуров и усиления контрастов первый план выступает вперед. Задний план остается без штрихов, в противном случае мы потеряем эффект контраста между ближним и дальним.
Продолжить работу с наиболее интересными эскизами
Несколько минут художник анализирует сделанные наброски, что найти среди них интересные сюжеты, заслуживающие более тщательного выполнения. Его внимание привлекает композиция, в которой каменные дома стоят с обеих сторон, однако его, по-видимому, не устраивает точка обзора на возвышении, которую он занимал, рисуя эскиз. Он вновь располагается перед объектом, чтобы еще раз поработать над сюжетом. На этот раз он обрезает фасад слева, что усиливает роль дома справа, и подчеркивает контраст теней размывкой чернильной сепии.
- Как и в предыдущих случаях, предварительный рисунок строго линеен и выполняется карандашом коричневого цвета.
- Размывкой сепии промежуточного тона щедро покрываем все затененные участки пейзажа за исключением гор вдали, крыши дома и лужайки, где мы оставляем белый цвет бумаги.
- Если оставить рисунок на солнце, рисунок просохнет за считанные минуты. И тогда тростниковым пером и индийской тушью рисуем очертания каменного дома, а короткими штрихами передаем грубую текстуру камня.
- Остается лишь проложить текстуру крыши штрихами разной толщины и выделить контур левого фасада, наложив на растительность заднего плана блоки штриховки, выполненные черной тушью.
- Эскиз был закончен на предыдущем этапе, однако индийскую тушь можно растворить и смешать с сепией, если мы снова сделаем размывку - на этот раз более темного коричневого цвета, поверх черных штрихов.
Штрих - главный исполнитель текстуры в рисунке. Чтобы успешно изобразить черепицу, надо перемежать разнонаправленные линии и менять толщину штриха.
- На этот раз он выбирает «кадр», вытянутый по вертикали, с тем, чтобы больше выделить группу камней на первом плане. Обратите внимание на «переосмысления» и постоянные поправки изображения крыши дома.
- Прокладка тени выполняется очень быстрым способом. Так же, как и в предыдущем случае, участки тени покрываются размывкой чернильной сепии. Белые пятна бумаги - это те места, куда падает солнечный свет.
- Следующее наложение цвета выполняется новой размывкой коричневой сепии, на этот раз более темного тона, что помогает различить планы ближней группы камней.
- После того как бумага просохла, черным карандашом добавляем к размывке штрихи. Этот линейный рисунок подчеркивает формы близлежащих камней и передает эффект текстуры на крыше дома.