История акварели
Акварельная живопись является одной из старейших техник. Краски, растворенные в воде, предшественники современной акварели использовались еще в наскальных рисунках, а позже — в древнеегипетской живописи. Пигменты для красок тогда получали, к примеру, из древесного угля и растворяли в воде, чтобы рисовать ими на стенах или папирусе. В Азию акварель пришла во многом потому, что была родственна технике работы тушью. Как и другие техники, акварельная живопись развивалась в течение долгих лет: люди находили связующие вещества (яичный белок и другие), улучшали качество цветных пигментов. Изначально в качестве материала для основы акварельных рисунков в Европе использовался пергамент животного происхождения, но производство бумаги, начавшееся в XIII веке, внесло решающий вклад в распространение акварельной живописи. В Средние века акварель использовали преимущественно для раскрашивания гравюр по дереву и рисунков тушью; также эти полупрозрачные краски применялись в миниатюрах и для украшения книг орнаментами и узорами. Однако до признания акварельной живописи самостоятельной формой искусства должно было пройти еще несколько веков. И подтолкнули этот процесс два знаменитых художника: Альбрехт Дюрер и Уильям Тёрнер.
«Озеро Люцерн в лунном свете»
Уильям Тёрнер, акварель и укрывистые краски, около 1841/44, 23x30,7 см Манчестер, Художественная галерея Уитворт
«Большой кусок дерна»
Альбрехт Дюрер, акварельные и укрывистые краски, картон, 1503, 40,3x31,1 см Вена, Галерея Альбертина
Немецкий художник и график Альбрехт Дюрер (1471-1528) — один из выдающихся североевропейских живописцев эпохи Возрождения. Дюрер создавал не только рисунки и гравюры по дереву, но и писал акварели, которые стали предшественниками его картин маслом. Это, однако, породило до сих пор существующую идею, что акварель служила лишь первым шагом к его будущим шедеврам; в действительности же акварель в те времена использовалась преимущественно для создания этюдов или для закрашивания фона. Но Дюрер опроверг столь однобокий подход к акварели, когда в 1494 году, во время своей первой поездки по Италии, создал серию самобытных акварельных пейзажей и изображений природы. Благодаря работам Дюрера акварель стали ценить выше, хотя все еще не признали как самостоятельный и полноценный вид искусства.
Более широкое признание акварель получила в Англии в XVIII веке. Английский художник Уильям Тёрнер (1775-1851) и в наши дни считается самым выдающимся акварелистом, мастером цвета и впечатления. Ему удалось утвердить акварель как самостоятельный род живописи — ведь он писал исключительно акварельными красками.
В XIX веке, когда все более популярной становилась живопись на пленэре, расширялся ассортимент красок и емкостей для их транспортировки, расцвели акварель и импрессионизм. Стоит отметить французского художника Поля Сезанна (1839-1906), поднявшего акварельную живопись на новый уровень. Работы других художников, например Эмиля Нольде (1867-1956), называют «алла прима» — «на одном дыхании». Этот немецкий живописец был одним из самых выдающихся акварелистов ХХ века. Всем известны сочные, насыщенные цветочные акварели Нольде или ландшафтные акварели, нарисованные на сильно смоченной водой бумаге (в технике «по-сырому»). Помимо Нольде в начале ХХ века впечатляющие акварели писали Август Маке (1887-1914), Пауль Клее (1879-1940), а также первопроходец абстрактного искусства Василий Кандинский (1866-1944), создавший первые абстрактные акварели.
И в наши дни акварельная живопись очаровывает множество художников, работающих в самых разных стилях. В современном искусстве акварель по праву занимает лидирующие позиции. Готхард Граубнер (1930-2013) и Оскар Коллер (1925-2004) — первые приходящие на ум имена художников, чаще других выбиравших акварельные краски для создания особенно чувственных и нежных картин. То же самое относится и к немецко-американскому художнику Джерри Зенюку (род. 1945), творчество которого посвящено изучению восприятия цвета и его свойств.
«Натюрморт с яблоками, бутылкой и кувшином молока»
Поль Сезанн, акварель, около 1900-1906, 48x62 см
«Светлый дом (1-й вариант)»
Август Маке, акварель поверх карандаша, 1914, 25,1x22,1 см