Композиция в акварельной живописи

Слово «композиция» происходит от латинского componere, означающего «собирать вместе». Удачная картина складывается из разнообразных композиционных элементов, располагающихся не хаотично, а по тщательно проработанной схеме. Однако мы понимаем, что было бы невероятно сложно установить точный набор правил для композиции изображений. А некоторые художники игнорируют правила и создают особенно эффектные произведения, основываясь на собственных художественных решениях. Когда я работаю, то всегда предпочитаю практику теории. Но все же стоит учитывать основные понятия, связанные с композицией: построение, структура, контраст в цвете и в форме, баланс, статика, основной элемент, центр, динамика и напряженность. Но что бы ни говорила теория, вы учитесь рисовать только тогда, когда рисуете.

 

Композиция в пейзажных и архитектурных сюжетах

Влияние композиции особенно важно в пейзажах. Прежде всего, следует упомянуть перспективу, без которой не может возникнуть пространственный образ. Перспектива определяется точкой обзора, расположенной на уровне глаз зрителя. Термин «уровень глаз» подразумевает взгляд в строго горизонтальном направлении, из которого, в свою очередь, выводится линия горизонта. Таким образом, выразительность и напряженность пейзажа во многом определяются уровнем горизонта. Подумайте, какого размера небо на рисунке, оно больше или меньше ландшафта под ним? Учитывайте, что форма ландшафта определяет основу композиции. Если вы сможете применить представленные ниже примеры на практике, у вас не будет проблем с перспективой.

 

Композиция в акварельной живописи для пейзажей, архитектуры, цветов

Самое важное это уровень глаз. К нему сходятся все линии, соединяясь в точке схода: верхние опускаются к нему, нижние поднимаются.

 

Композиция в акварельной живописи для пейзажей, архитектуры, цветов

Размещение деталей изображения в зависимости от размера (объекты впереди крупнее, чем объекты сзади) создает пространство картины.

 

Композиция в акварельной живописи для пейзажей, архитектуры, цветов

Линии границ поля сходятся в точке схода в перспективе; в данном случае она расположена за пределами изображения.

 

Композиция в акварельной живописи для пейзажей, архитектуры, цветов

Размещайте сюжет изображения по всей поверхности листа. Перспектива выдвигает вперед дерево, делая его особенно мощным. Оно так велико, что выступает за пределы рисунка.

 

Композиция в акварельной живописи для пейзажей, архитектуры, цветов

Это также относится к объектам внутри ландшафта: крупные элементы на переднем плане и более мелкие на заднем делают изображение глубже. В равной степени такой подход верен и с природными, и архитектурными сюжетами.

 

Композиция с цветами

Для многих художников цветы — самая популярная тема. Отчасти это объясняется тем, что разнообразие форм и расцветок цветов приносят в нашу повседневную жизнь оптимизм и радость. Но даже для сюжета с цветами не существует общепринятого композиционного правила. Вернее будет руководствоваться, к примеру, типом растения. При создании композиции стоит также обдумать, как будет выглядеть законченное изображение, значимость фоновой обстановки и так далее.

 

Но все же изучите предлагаемые рекомендации, которые помогут сделать ваши картины более насыщенными и выразительными.

 

Объект, расположенный точно по центру и на линии горизонта, выглядит застывшим и напряженным. Букет в вазе кажется инородным телом (рис. 1).

 

Композиция в акварельной живописи для пейзажей, архитектуры, цветов

 

Как только вы отодвинете вазу немного в сторону, структура изображения станет динамичной. Ваза на фоне завышенной линии горизонта будет выглядеть стоящей на некоей поверхности. Рисунок станет гармоничным (рис. 2).

 

Композиция в акварельной живописи для пейзажей, архитектуры, цветов

 

Вот еще несколько советов, которые помогут сделать композицию интересной:

 

  • прикройте верхний край вазы несколькими цветами или листьями; это визуально отодвинет вазу на задний план и подчеркнет важность цветов в контексте рисунка. Верхний край вазы, который чаще всего выглядит статичным и нарисованным слишком технично, перестанет казаться таковым;
  • упавшие лепестки украсят фон; это сделает фон менее плоским и одноцветным;
  • чередуйте светлые и темные формы возле линии горизонта; такое разнообразие яркости сделает рисунок динамичнее, чем равномерно окрашенная поверхность.

ПОДСКАЗКА

Для вас будет очень полезно изучить композицию акварелей знаменитых художников.

 

Ваза с летним букетом: пример использования

Материалы:

  • Тряпичная бумага, 600 г/м2
  • Акварельные краски: серый Пейна, желто-зеленый, оливково-зеленый, краплак, Ван Дейк коричневый
  • Различные кисти

Ваза с летним букетом: пример использования композиции

 

На первом наброске ваза помещена в центре пустой поверхности стола, а букет упирается в верхний край бумаги. Летний букет красив сам по себе, но в данном случае он выглядит непривлекательно. При работе над второй версией были использованы рекомендации по созданию композиции: сюжет рисунка растянут по всей поверхности листа, летний букет словно сам бросается в руки зрителю. Упавшие лепестки связывают цветы в вазе с фоном, а то, что букет не помещается полностью в формат листа, визуально приближает его к зрителю. Этот эскиз оказался удачным, рисунок создавался на его основе.

 

Ваза с летним букетом: пример использования композиции

Великолепные цветы этого букета подтолкнули меня нарисовать их крупнее, чем они существуют в природе. С точки зрения композиции картина получилась яркой и выразительной.

ddrug1.png