Материалы и инструменты для рисования акварелью
Выбор расходных материалов для акварельной живописи ограничен, но в этих ограниченных рамках вы можете быть очень гибкими в работе. Я рекомендую использовать меньшее количество материалов лучшего качества. Дальше представлены основные материалы: грунт, краски, кисти.
Содержание
- Бумага для рисования
- Акварельные краски
- Кисти для рисования
- Дополнительные инструменты
- Рабочее место
- Набор для рисования на пленэре
Бумага для рисования
Можно сказать, что почти вся акварельная бумага — высокого качества. Она ведет себя по-разному в процессе рисования в зависимости, во-первых, от состава основного сырья бумажной массы, а во-вторых — от процесса производства. Новичкам я рекомендую выбирать бумагу, на которой можно делать некоторые исправления, с хорошим соотношением цены и качества. Основа такой бумаги — древесная целлюлоза.
Тряпичная бумага
Для профессионалов подходит мягкая бумага высокой плотности. Она продается листами, и лично я предпочитаю именно ее. Раньше такую бумагу делали из настоящего тряпья (ветоши и хлопка), но сейчас в качестве основной составляющей ее основы используют так называемые «линтеры» — хлопковые волокна. Пигменты из такой бумаги почти или вовсе не вымываются, что делает ее самой подходящей для лессировки (техника нанесения прозрачной и полупрозрачной краски). В производстве бумаги очень важно добавление карбоната кальция (не менее 4%): он делает ее более долговечной и кислотостойкой.
Бумага ручной работы
Такая бумага обычно скручивается в рулон, потому что в процессе ее изготовления бумажная масса находится в чане и собирается на цилиндрическое сито. Бумагу ручной работы можно узнать по неровным краям — их линии можно удачно использовать для придания особенного эффекта готовой акварели. Главный аргумент в пользу этой бумаги — это определенная текучесть волокон: при производстве такой бумаги волокна внутри бумажной массы перекрещиваются; когда на готовую бумагу наносят краску, она растекается звездообразно. От плотности бумаги зависит, насколько она будет коробиться в процессе рисования.
Фактура (качество поверхности)
Результат рисования зависит от качества поверхности акварельной бумаги. Вид бумажной массы как таковой на структуру поверхности не влияет; она, крупно- или мелкозернистая, проявляется во время сушки и прессования. Лично мне больше нравится гладкая «сатиновая» бумага. На этапе прессования бумага проходит через нагретые ролики каландровой машины, трение об которые делает поверхность бумаги после прессования гладкой; такую бумагу маркируют «hotpressed», то есть «горячее прессование». А лощеная бумага с ее абсолютно гладкой поверхностью отражает наибольшее количество света и заставляет акварельные краски сиять.
Ниже краска нанесена на три образца бумаги. Слева — влажной кистью, справа — сухой.
- На гладкой бумаге получается ровное однородное цветное изображение.
- Если бумага неровная, шероховатая, то ее грубая поверхность влияет на то, как будет выглядеть краска.
- Структура выраженно шершавой бумаги остается заметной как при влажном, так и при сухом нанесении краски.
Акварельные краски
Состав большинства акварельных красок одинаков: цветные пигменты, связующее вещество — Gummi arabicum (гуммиарабик, лат. gummi — камедь и arabicus — аравийский, твердая прозрачная смола из сока некоторых видов акации), увлажнитель, например бычья желчь, а также глицерин в качестве влагосвязывающего вещества. Готовая краска заливается в кюветы или тюбики. Лично я предпочитаю краску в тюбиках, так как у нее обычно более насыщенный цвет. Но я бы рекомендовал попробовать оба варианта.
Краску из тюбиков лучше выдавливать в ячейки специальной палитры. Это упрощает рисование в дороге, поскольку коробка занимает меньше места, чем набор тюбиков, и сразу видно все имеющиеся под рукой цвета.
Покупая акварельные краски, обратите внимание на их характеристики; для меня самой важной является светостойкость оттенков. Многие производители характеризуют светостойкость акварельных красок следующим образом:
★★★★★ максимальная светостойкость
★★★★ высокая светостойкость
★★★ светостойкая
★★ относительная светостойкость
★ низкая светостойкость
Другим важным критерием является непрозрачность / прозрачность цветового тона. В первую очередь для нее важна консистенция краски, затем — цветовые свойства конкретного пигмента.
Для лессировки крайне важно закрепление акварельной краски на бумаге. Эта характеристика обозначается английским термином «staining».
Снизу вы можете увидеть обзор основных цветов. Отмеченные кружком цвета можно порекомендовать как базовые.
Кисти для рисования
Художественные кисти — это шедевр ручной работы. Кисти из натурального ворса удерживают больше влаги, чем синтетические: поверхностный слой натуральных волосков содержит тончайшие чешуйки, очень долго и медленно отдающие воду. Волокна же кисти из синтетического ворса — гладкие, поэтому влага легко стекает. Возможно изготовить волокна любой длины, поэтому существуют кисти очень большого размера. Промышленное производство волокон удешевляет готовую продукцию — поэтому так заметна разница в цене с кистями из натурального волоса.
Подсказка
Толщина линии зависит от количества влаги на кисти. Чтобы получить очень тонкую линию, для начала уберите лишнюю влагу о край палитры.
Кисти из натурального ворса изготавливаются из волосков разных животных: например, «колонок» — из хвоста сибирской куницы, или беличьи. Преимущество колонка заключается в структуре волоска: похожее на корень утолщение находится после трети его длины, то есть корпус кисти ниже утолщения плотно сжат, что обеспечивает превосходную упругость основы. Кисти из синтетического волокна тоже бывают различной степени жесткости. Тщательно следите за состоянием ваших кистей: к кончику должны сходиться два симметрично изогнутых пучка щетины равной жесткости. А чтобы сохранить кисти в рабочем состоянии как можно дольше, ухаживайте за ними и очищайте их: вымойте их водой, когда закончите рисовать, корпус при необходимости отмойте хозяйственным мылом. Сушите кисти, установив их кончиками вверх.
Далее займемся обзором самых важных кистей для рисования акварелью.
Кисти из натурального ворса
Такие кисти используются в основном для лессировки. Натуральный ворс очень хорошо удерживает влагу, поэтому лишние, мешающие капли будут возникать очень редко. В качестве альтернативы можно использовать кисти со смешанным типом щетины, которые сочетают в себе искусственный и натуральный волос. Они немного дешевле.
Кисть с натуральным ворсом, толщина 14
Колонок
Эта кисть незаменима для проработки деталей и тонких линий. Чрезвычайно тонкий кончик и плавность стекания краски по волоскам позволяют проводить непрерывные линии даже на бумаге с невыраженной текстурой. Такие кисти эластичные и упругие, а рисовать можно как их кончиком, так и широкой частью.
Колонок, толщина 7
Скошенная кисть
Такой кистью можно и проводить тонкие линии, и закрашивать большие объемы. Если вы хотите нарисовать траву, стебли растений или листья, просто коснитесь бумаги срезом кисти.
Скошенная кисть, толщина 16
Скошенная кисть поможет нарисовать тонкие линии и прожилки на лепестках. Иллюстрация сверху показывает, как правильно с ней обращаться.
Подобными кистями также удобно изображать архитектуру — как фасады, так и детали. В зависимости от того, как вы держите кисть, можно рисовать как плоскостные, так и линейные элементы.
Жесткая кисть
Жесткая кисть необходима для создания эффекта беспорядочных брызг и для сухого нанесения краски.
Жесткая кисть, толщина 12
Наносите брызги на бумагу при помощи жесткой кисти. Наберите на нее немного краски, отогните щетину пальцами и отпустите, чтобы та вернулась в исходное положение.
Синтетические кисти
Эти кисти в основном используются при рисовании акрилом. Они хороши в закрашивании больших участков рисунка, поэтому могут подойти и для акварели.
Синтетическая кисть (флейц), толщина 30 или 40, для закрашивания больших участков рисунка
Если провести плоской кистью с относительно сухой краской по бумаге, расщепившийся кончик создаст утончающиеся мазки, которые особенно хороши для изображения водной поверхности или травы.
Такой набор кистей поможет вам решить практически любые художественные задачи.
Дополнительные инструменты
Для рисования акварелью вам понадобятся некоторые вспомогательные средства, в том числе устойчивая емкость для воды. Я использую чашечку из мягкого пластика, которую можно приобрести в хозяйственном магазине. Там же вы сможете приобрести пульверизатор: он потребуется для растворения краски водой. Кроме того, во время работы пригодятся губка для смывки красок и тряпочка для снятия краски с кисти.
Пригодятся и карандаши — для создания предварительных набросков и разметки изображения. Если вы предпочитаете наносить краски поверх линий эскиза, стоит отдать предпочтение акварельным карандашам. Они водорастворимы, что полезно при создании наброска: линии эскиза, намеченные светлым акварельным карандашом, исчезнут под влиянием влаги из краски, так что вам не потребуется стирать их.
Линии эскиза и предварительной разметки, сделанные водорастворимым карандашом, исчезают при нанесении влажной краски.
Устойчивая емкость для воды, губка и одноразовая тряпочка необходимы для работы акварельными красками.
Рабочее место
Оснащение рабочего места зависит от ваших жилищных условий. Идеальным вариантом станет отдельная комната-студия. Но даже простой стол или горизонтальный мольберт, который не нужно постоянно убирать, позволят без лишних приготовлений взяться за кисть. Заметное преимущество фиксированного места для рисования заключается в том, что вы можете оставить вашу работу незаконченной и завершить ее позже, успев таким образом взглянуть на нее свежим взглядом.
Если говорить о внешней среде, то работа в студии и работа на природе влияют на количество доступных в конкретный момент времени материалов. Что касается освещения, по возможности расположите свое рабочее место на севере и работайте при дневном, но не прямо падающим на бумагу свете. Уровень искусственного освещения должен соответствовать естественному дневному свету. Яркость света заметно влияет на то, как скоро устанут ваши глаза.
Набор для рисования на пленэре
Акварель популярна еще и потому, что для рисования на природе не требуется много оборудования. Если не учитывать основные материалы (краски, кисти, бумагу, емкость для воды), на пленэре вам будут нужны:
- Бутылка из небьющегося материала для транспортировки воды;
- Качественный алюминиевый складной стул для сидения. Алюминий легче дерева, а купить такой стул можно в магазине для рыбаков. Вы можете рисовать сидя, положив бумагу на колени.
- Еще вам потребуется большая сумка или рюкзак для удобства транспортировки вашего снаряжения.
- Если же вы предпочитаете работать стоя, вам потребуется мольберт. Учитывайте при его выборе, что влага в акварельной краске требует, чтобы бумага лежала горизонтально. Мольберт должен быть регулируемым, легким в сборке и, конечно же, устойчивым.
Устойчивый мольберт позволяет работать стоя и видеть все используемые в работе материалы одновременно.