Основы рисования акварелью

Для того чтобы рисовать акварелью, стоит ознакомиться с основами создания изображения. Вы изучите теорию цвета, научитесь искать натуру и работать над эскизами; все это является важными аспектами подготовки к практическому рисованию.  Позже мы рассмотрим композицию в рамках акварельного рисунка. Если вы только планируете начать рисовать акварелью, то советуем обратить внимание на статью "Материалы и инструменты для рисования акварелью".

 

Содержание

  1. Поиск натуры
  2. Эскизы
  3. Теория цвета
  4. Контрасты

Основы рисования акварелью для начинающих

 

Поиск натуры

Спросив себя, что вы желаете нарисовать, вы быстро поймете: натурные планы искать не надо, они сами найдутся. Просто выйдите на улицу и осмотритесь. Обратите внимание на фасад дома, цветочную клумбу или улицу, уходящую вдаль. Независимо от того, над каким сюжетом я работаю, во время прогулок по саду, на природе, в старых деревнях, в маленьких городках и мегаполисах я постоянно вижу натурные планы, которые побуждают меня реализовать их в живописи. В моей голове сразу же запускается кинофильм, посвященный воплощению нового проекта. Не всегда есть время на эскиз, но для одной фотографии его обычно хватает. Поэтому вы всегда должны держать под рукой фотоаппарат или смартфон, чтобы успеть зафиксировать понравившийся сюжет.

 

Впечатления, эскизы и фотографии послужат впоследствии идеей, отправной точкой для рисунка. При этом импульс, который направляет взгляд на конкретный сюжет, гораздо важнее реальности. Что именно меня захватило? Эти размышления отражаются в композиции изображения. Василий Кандинский однажды сказал: «Важно не увиденное, а то, что необходимо образу в процессе создания».

 

Моя неизменная рекомендация в отношении поиска натуры такова: нарисуйте свою личную сказку! А если вы не можете найти вдохновение, то полистайте журналы, посетите музей или галерею. Подобные места являются истинными сокровищницами идей для картин и поиска идей.

 

Эти плавучие дома на судоходном канале находятся в Амстердаме

Особенно много идей для рисунков приносят путешествия. Эти плавучие дома на судоходном канале находятся в Амстердаме.

 

Эскизы

Обычно работа над композицией изображения начинается с эскиза — проекта рисунка. Вы можете нарисовать его обычным графитовым карандашом. Он всегда виден из-под прозрачной акварельной краски, поэтому его необходимо стереть после того, как краска высохнет.

 

Но лучше всего для эскиза подойдет водорастворимый акварельный карандаш, который растворится в процессе рисования и таким образом исчезнет, не требуя, чтобы вы стирали сделанные им линии.

 

Лучше всего для акварельного эскиза подойдет водорастворимый акварельный карандаш

Акварельные карандаши подойдут лучше графитовых, поскольку их линии полностью растворяются и таким образом исчезают, когда вы наносите на рисунок влажную краску.

 

И наконец, вы научитесь писать свободную акварель, не требующую проработки предварительного эскиза; эта техника использует совершенно спонтанный принцип рисования. Влага как медиум активно участвует в процессе создания изображения и приводит к поразительным результатам.

 

В качестве промежуточного этапа работы я рекомендую набросать вспомогательный эскиз; во время его создания вы сможете вычленить особенности и задачи натурного плана, изучить эффект светотени и определиться с цветом. Когда вы закончите работу над эскизом, сюжет вашей акварели сложится без препятствий.

 

Маки особенно хороши для рисования акварелью

Я считаю, что маки особенно хороши для рисования не только из-за многообразия их окраски: крупные лепестки этих цветов очень хорошо выглядят на рисунке. В этом эскизе я постарался передать ощущение цвета и сделал акцент на лепестках. Это типичный эскиз из скетчбука, однако, помните, что в предварительных набросках стоит избегать тщательной прорисовки изображения, поскольку они — только ориентиры для работы над вашей акварелью.

 

Теория цвета

Работа с цветом — это закономерности, а чтобы лучше их понять, стоит углубиться в теорию цвета. Феномен учения о цвете в течение многих веков занимал живописцев, философов и даже поэтов, например, Иттена, Гёте и Ньютона.

 

Расположение цветов на цветовом круге показывает возможности их взаимодействия

 

Терминология

Желтый, красный и синий являются основными цветами спектра. Красный и синий зачастую приравниваются к пурпурному и голубому — это обозначения из области полиграфии, устанавливающей цвета CMYK (Cyan — голубой, Magenta — пурпурный, Yellow — желтый и Key — ключевой цвет, черный). Изобразительное искусство различает красный и пурпурный, синий и голубой. Голубой, к примеру, будет передан оттенком «небесная лазурь». Чтобы в предельно простой форме дать базовые знания о цвете, я буду говорить только о красном, синем и желтом, а в качестве примеров использую по одному оттенку для каждого:

 

  • желтый — ярко-желтый
  • красный — ализариновый красный
  • синий — ультрамарин

Теория цвета: основы рисования акварелью

Тонким водостойким линером или простым карандашом нарисуйте на акварельной бумаге круг. Нанесите сверху ярко-желтый, ультрамарин и ализариновый красный внизу слева и справа. Убедитесь, что цвет передан чисто и четко и максимально близок к основным цветам. Если вы попытаетесь создать данные цвета, смешивая другие, то обнаружите, что это невозможно.

 

Если смешать два основных цвета в равной пропорции, получатся так называемые смешанные цвета первого порядка, также называемые вторичными. Желтый и синий дают зеленый, желтый и красный — теплый оранжевый, а красный и синий — фиолетовый.

 

Теория цвета: основы рисования акварелью

Создайте смешанные цвета из каждой пары основных. Стрелками укажите цвета, находящиеся друг напротив друга. Это дополнительные цвета.

 

Если вы смешаете вторичный цвет с соседним по цветовому кругу основным, то получите смешанный цвет второго порядка (третичный). Например, желтый с зеленым дадут желто-зеленый. Говоря о создании цветов второго порядка, я хотел бы пояснить, что такое холодные и теплые цвета. Эти термины следует понимать как сравнительные, так как разделение на холодный и теплый всегда является результатом сравнения одного цвета с другим.

 

  • Если смешать красный с оранжевым, получится красный с оранжевым оттенком. Из-за более высокой доли красного он будет казаться более теплым, чем желтовато-оранжевый, полученный из желтого и оранжевого.
  • Сине-фиолетовый (смесь синего и фиолетового) имеет более холодную синюю составляющую, чем красно-фиолетовый (смесь красного и фиолетового), содержащий больше красных компонентов.

Теория цвета: основы рисования акварелью

Дополнительные цвета, даже такие яркие, при смешении дают неопределенный серо-коричневый тон. Преломление цвета делает результат смешивания значительно темнее исходных цветов. Это явление известно как субтрактивное смешение цветов, где субтракция — вычитание яркости.

 

Размещенные рядом друг с другом дополнительные цвета (цвета, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге) выглядят ярче, их цветовой эффект усиливается. Ниже представлен цветовой круг из шести частей: если вы смешаете все шесть цветов (три основных и три вторичных), то получите темный и относительно теплый тон.

 

Теория цвета: основы рисования акварелью

Смешение всех шести цветов круга даст темный теплый тон. Он гораздо менее яркий, чем исходные цвета.

 

В заключение

  • Основные цвета — это цвета, которые нельзя получить, смешивая другие.
  • Если вы смешиваете два основных цвета в равной пропорции, то получите смешанные цвета первого порядка и (второстепенные) составные цвета.
  • Дополнительные (противоположные) цветовые пары - это красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Если смешать дополнительные цвета, противоположные друг другу в цветовом круге, вы получите неопределенный, серо-коричневый тон.

Контрасты

Важная часть живописи — использование контрастов. Независимо от техник или сюжета картина без контрастов не обладает глубиной и выглядит плоской. Использование цветовых контрастов в композиционном построении создает объем и напряжение.

 

Чтобы изображение было гармоничным и сбалансированным, необходимо уделять особенное внимание контрасту дополнительных цветов.

 

Контраст теплого и холодного противопоставляет теплые желтые, оранжевые и красные тона холодным зеленым, синим и пурпурным, создавая напряжение внутри изображения. При этом теплые тона в большей степени выходят на передний план, а холодные, спокойные отступают на задний. При выборе цвета учитывайте его яркость и используйте контраст светлых и темных оттенков.

 

Художник Йоганнес Иттен, работая в Баухаусе в Дессау, создал фундаментальную работу по теории цвета. Он описал крайне важный аспект акварельной живописи: решающее влияние на пространственность (объем) в композиции изображения производит использование светло-темных эффектов, при этом белый и черный цвета находятся на противоположных концах шкалы.

 

В этом рисунке особенно важен контраст светлого и темного

В этом рисунке особенно важен контраст светлого и темного. Преобладающие крупные белые участки — снег и небо — контрастируют с окрашенными строениями и лесом позади них. Теплые желто-оранжевые тона выдвигают вперед хижину справа и тропу, которая изображена в перспективе и также ведет к переднему плану рисунка.

 

Теория цвета Иоганна Вольфганга фон Гёте описывает гармоничное соотношение дополнительных цветов следующим образом: желтый к фиолетовому = ¼  : ¾, оранжевый к синему = ⅓ : ⅔, красный к зеленому = ½ : ½. Отсутствие таких пропорций внутри изображения не позволит сделать изображение гармоничным, но возникающее таким образом напряжение само по себе может быть целью художника.

 

Контраст дополнительных цветов (сине-оранжевый) и тепло-холодный контраст

Контраст дополнительных цветов (сине-оранжевый) и тепло-холодный контраст. Скала в теплых тонах устремляется на передний план, холодное небо отодвигается вдаль. Вверху: гармоничное соотношение оранжевого и синего по Гёте.

 

Соотношение дополнительных цветов в рисунке по Гёте

Соотношение дополнительных цветов в рисунке по Гёте

Рис. слева: в рисунке преобладает контраст дополнительных красного и зеленого цветов. Напряжение создается добавлением еще одной пары дополнительных цветов — желтого и фиолетового.

Рис. справа: этот рисунок гармоничен благодаря сбалансированному распределению дополнительных цветов. Глубину в нем создает контраст теплых и холодных оттенков: холодные тона отходят на задний план, теплые выступают на переднем.

ddrug1.png