Техники акварельной живописи

В этой статье представлен обзор основных техник рисования акварелью. Со временем вы начнете отдавать предпочтение конкретным техникам, но ваш собственный художественный стиль может развиться только благодаря постоянной практике рисования.

 

Содержание

Основные техники

  1. Смешивание красок
  2. Размывка
  3. Лессировка
  4. Сухая кисть
  5. Техника по-сырому
  6. Негативное пространство
  7. Маска
  8. Трафареты / Набрызгивание
  9. Разбрызгивание
  10. Тампонирование
  11. Эффекты
  12. Использование других материалов
  13. Акварельные карандаши для завершения работы

Экспериментальные техники

  1. Цветовые и графические акценты
  2. Холст как основа
  3. Краски для аэрографа
  4. Обрызгивание водой
  5. Монотипия и копирование
  6. Эксперименты
  7. Нетиповой формат

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

 

Основные техники

Смешивание красок

В наши дни любой производитель акварельных красок предлагает палитру всех возможных оттенков. Я предпочитаю использовать предварительно смешанные оттенки, а цвета обычно смешиваю посредством лессировки. Если вы станете смешивать краски на палитре, то рискуете получить субтрактивный цвет и лишить акварельные краски их сияющего блеска.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

 

Для примера я смешал оранжевый лазурный и железный сурик: получился неопределенный коричневый тон без какой-либо интенсивности цвета (рис. 1). Если же нанести два цвета лессировкой, один поверх другого, то оранжевая краска, нанесенная первой, так или иначе проступит и сделает эффектнее поверхность крыши (рис. 2).

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

Невысохший предыдущий слой краски может стать причиной появления субтрактивной цветовой смеси, почти серой, ахроматической. Избегайте этого. Всегда наносите краску только после полного высыхания предыдущего слоя. В данном случае использованы (слева направо): охра светлая, фтало-синий и золотисто-коричневый.

 

Размывка

Слово «размывка» в немецком языке происходит от французского laver, что означает «мыть» или «размывать». Размывка — это основной способ работы в акварельной живописи и технике градиента. Он особенно хорош для заливки краской крупных участков рисунка, но также может использоваться для создания базы изображения. Данная техника используется практически в каждой акварельной композиции. Лучше всего развести краску на палитре и нанести ее на бумагу самой широкой стороной кисти. В узком смысле под размывкой понимается изменение интенсивности цвета за счет добавления воды. Переход от одного цвета к другому также создается с применением этого метода, хотя более точным определением для него будет «цветовой градиент».

 

Добавление воды делает краску светлее и создает гармоничный переход цвета

Добавление воды делает краску светлее и создает гармоничный переход цвета (справа).

 

Равномерная размывка обеспечивает практически безупречное нанесение краски

Равномерная размывка обеспечивает практически безупречное нанесение краски. Эта техника особенно подходит для первого слоя краски, основы изображения.

 

Переход от интенсивного цвета краски к более светлым тонам создается посредством добавления воды

Переход от интенсивного цвета краски к более светлым тонам создается посредством добавления воды. Вы можете сделать изображение прозрачным и глубоким, изменяя интенсивность цвета.

 

Размывку также можно использовать для создания цветового градиента

Размывку также можно использовать для перехода от одного цвета к другому, то есть цветового градиента.

 

Лессировка

Лессировка подразумевает наложение одного цвета поверх другого таким образом, чтобы нижний слой просвечивал. Для этого на сухую бумагу сначала наносят разведенную водой краску, а после полного высыхания переходят к следующим слоям. Интенсивность цвета усиливается благодаря нанесению полупрозрачной краски поверх предыдущих слоев; создаются эффекты как усиления цвета, так и его ослабления. При работе в технике лессировки важно использовать полупрозрачные оттенки. Самой важной частью работы в этой технике является полное высыхание каждого предыдущего слоя краски перед нанесением следующего.

 

Усиление и ослабление цвета

Усиление и ослабление цвета и на областях наложения краски в технике лессировки.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

На ландшафте выше представлены два примера: слева только базовый цвет, справа — с применением лессировки.

 

Сухая кисть

В данной технике акварельная краска наносится как можно более сухой кистью, что создает неоднородное по цвету изображение: пигмент ложится на возвышения зернистой бумаги, углубления же остаются неокрашенными. С помощью этой техники вы можете изображать красивые вертикальные структуры, эффекты камня и корявую кору дерева. Чем грубее бумага, тем эффектнее и живее изображение на ней.

 

Очень сухая краска нанесена на очень грубую бумагу

Очень сухая краска нанесена на очень грубую бумагу. Краска задерживается только на выступающих участках зернистой поверхности.

 

Типичное применение сухой кисти — изображение коры старых деревьев

Типичное применение сухой кисти — изображение коры старых деревьев. На примере грубая, мшистая поверхность дерева нарисована сиеной жженой Ван Дейк коричневой.

 

Техника по-сырому

При работе в этой технике краска наносится на бумагу, смоченную водой, или на еще влажный предыдущий слой краски. То, как краска будет растекаться по поверхности, зависит от количества влаги, а нанесение одной краски поверх еще влажной другой создаст крайне интересный эффект: на бумаге появятся новые смеси цветов. Позвольте этому процессу происходить без вашего участия: если вы начнете подталкивать краску кистью, то можете создать субтрактивные смешения.

 

Потренируйтесь работать в этой технике. Дайте краскам перетекать друг в друга и не мешайте процессу.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

Интенсивно увлажните поверхность бумаги. Нанесите краску и позвольте ей свободно растекаться по влажной поверхности.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

С помощью бумажной салфетки удалите еще влажную краску с некоторых частей поверхности. Так, к примеру, можно изобразить облака.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

Ручкой кисти вы можете аккуратно соскоблить некоторые участки еще влажной краски, создавая новые детали изображения. Делайте это осторожно, чтобы не повредить поверхность бумаги.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

В конце работы над рисунком вы можете повторно нанести более темную краску на влажную поверхность, делая акцент на отдельных участках изображения. Краска также будет немного растекаться.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

При работе над этим рисунком я не увлажнял ту часть листа, где изображено заходящее за горизонт желто-красное солнце. Чтобы нарисовать облака, я удалил влажную краску с поверхности бумаги тонкой салфеткой.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

Проведите салфеткой по рисунку, смягчая цвет. Образовавшиеся полосы создают впечатление ливня.

 

Первым слоем на этот рисунок были нанесены влажные охристые и коричневые тона

Первым слоем на этот рисунок были нанесены влажные охристые и коричневые тона. Древесную листву можно изобразить, если капнуть на еще влажный первый слой несколько капель зеленой краски. Ручкой кисти вытяните из растекающихся пятен линии, обозначающие ствол и ветви.

 

Негативное пространство

Работа с негативным пространством требует переосмысления процесса рисования. Детали изображения, которые обычно рисуются красками, остаются чистыми (пример слева). Это можно сделать, если после нанесения краски на рисунок убрать ее с определенных его участков: делайте это кистью, соответствующей размерам удаляемых линий или деталей. Если краска все еще влажная, так что продолжает перетекать на очищенные участки, повторите процесс. Тщательно вытирайте кисть — только сухая кисть может впитать влагу и краску (пример справа).

 

Работа с негативным пространством требует переосмысления процесса рисования

 

Маска

В магазинах для художников вы можете найти жидкости для защиты поверхности рисунка (маскирующая жидкость, она же «маска»), расфасованные в удобные флаконы с узким носиком. Вы можете нанести маскирующую жидкость как на тонкие линии (например, надписи), так и на крупные участки рисунка. Нанести маску на такой участок можно при помощи канцелярского ножа.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

 

Когда маскирующая жидкость высохнет, нанесите краску на бумагу. После высыхания краски удалите маску пальцами или ластиком, и вы увидите, как проступят белые линии или области.

 

Трафареты / Набрызгивание

Крупные участки рисунка можно защитить от краски при помощи трафаретов. Я использую куски чертежной или акварельной бумаги и размещаю их на рабочей поверхности. Затем, после нанесения краски на другие участки рисунка (рекомендую работать в технике набрызгивания), нужно удалить трафареты и доработать области, находившиеся под ними. Чтобы трафарет не сместился в процессе работы, прижмите его небольшим предметом или, если трафарет выходит за пределы листа, на котором вы рисуете, закрепите малярным скотчем. В представленном ниже примере стволы деревьев были закрыты трафаретами, а краска на рисунок напылена из аэрографа. Я удалил трафареты сразу после нанесения краски и закрасил стволы.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

 

Разбрызгивание

Если разбрызгать краску на бумагу с круглой кисти, то вы получите крупные, слегка растекающиеся капли (рис. 1, справа). Плоская кисть поможет создать брызги помельче (рис. 1, слева). Держите кисть в одной руке, а пальцем другой проводите снизу вверх по кончику ворса. Размер получившихся цветных точек зависит от длины ворса: чем он короче, тем мельче брызги. Перед тем как использовать данную технику в работе, потренируйтесь разбрызгивать краску с разных кистей.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

 

Рис. 1 справа, методика: наберите на круглую кисть сильно разбавленную краску. Держите кисть горизонтально за самый кончик и легко постукивайте указательным пальцем по средней части ручки. Изменение направления кисти влияет на направление капель и на то, как они размещаются на рисунке. Кончиком кисти соедините отдельные брызги, чтобы создать сеть линий, образующую ветви дерева.

 

Разбрызгивание поможет вам передать на рисунке воздушность березы

Разбрызгивание поможет вам передать на рисунке воздушность березы: нанесите яркие желтые и зеленые брызги вниз, изображая тонкие повисшие ветви. К внешней части изображения брызги должны быть реже, так вы сформируете очертания кроны дерева.

 

Тампонирование

Краску можно также наносить губкой, тряпочкой или бумажной салфеткой, втирать ее или прикладывать — в каждом случае результат будет иным. К примеру, в этом изображении гортензии была использована натуральная губка с крупными порами (рис. ниже).

 

Изящный цветок нарисован в технике тампонирования при помощи натуральной губки

Изящный цветок нарисован в технике тампонирования при помощи натуральной губки.

 

Следы краски, нанесенной такой губкой, напоминают маленькие соцветия гортензии. Нанесите второй слой в нижнюю часть рисунка, чтобы придать ему объем. Цветок станет более выразительным, когда вы добавите в пространство рисунка листья и стебли.

 

Изящный цветок нарисован в технике тампонирования при помощи натуральной губки

 

Эффекты

Существуют различные вспомогательные средства для создания особых эффектов в акварельной живописи. При работе с ними важнее всего учитывать, когда их необходимо применять: перед нанесением краски или после него.

 

Моделирующая паста

Моделирующую пасту наносят на сухую бумагу, создавая приподнятые участки будущего рисунка и углубления между ними. С участков выше краска будет стекать и скапливаться в углублениях. Моделирующую пасту можно применять как для создания отдельных контуров на изображении, так и для рельефной грунтовки всего рисунка.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

Шпателем нанесите моделирующую пасту по направлению роста лепестков рудбекии (рис. 1). При нанесении краски структура пасты проступит и оживет под яркими цветами — индийским желтым, хинакридоном золотым и золотисто-коричневым (рис. 2).

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

Создайте рельеф при помощи моделирующей пасты, а затем нанесите краску.

 

Эмаль-аэрозоль

В такой эмали содержится спирт, который размывает краску, но этот эффект сработает только в случае, если рисунок немного подсушен. Если краска будет влажной, то она растечется по поверхности, перемешавшись с эмалью; если краска будет полностью сухой, применение аэрозоля не поможет добиться необходимого эффекта. Непременно проверьте, как работает аэрозоль, до начала использования его на рисунке. Эмаль особенно хорошо подходит для ландшафтных и природных сюжетов: например, подчеркивая клубы тумана, делая более эффектной водную гладь, привнося привлекательные детали в изображение древесных стволов или цветов. Сравнимый эффект может дать лак на основе синтетических смол.

 

Эмаль, нанесенная на свежую влажную краску

Эмаль, нанесенная на свежую влажную краску, помогает перетекать друг в друга разным оттенкам краски, например на стволе дерева (рис. 1). Спирт, содержащийся в аэрозоле, стягивает краски друг к другу, в результате чего создается жемчужный тон (светло-голубая область в центре изображения), передающий структуру коры.

 

Нанесение эмали на влажную краску

Нанесение эмали на влажную краску позволяет ей растекаться более интересным образом.

 

Использование других материалов

Для создания специфических эффектов можно использовать самые разнообразные материалы, например пищевую пленку. Нанесите разные оттенки краски в технике «по-сырому» и накройте влажную краску пленкой; результат будет особенно эффектным, если вы немного сместите пленку. В возникших морщинках и складках краска будет высыхать по-разному, что создаст неоднородную структуру на поверхности рисунка.

 

Эксперимент с пищевой пленкой на влажной краске

Эксперимент с пищевой пленкой на влажной краске. Получившиеся фактуры можно использовать в рисунках на самые разнообразные сюжеты.

 

Оживить структуру рисунка поможет также включение в его поверхность тонких мнущихся видов бумаги, например, беспорядочно размещенных кусочков салфетки или папиросной бумаги. Слегка сомните бумагу, наклейте ее на основу и нанесите краску после того, как клей полностью просохнет.

 

Новые художественные материалы и новые техники живописи приводят к нестандартным решениям в создании картин. Открытость к таким решениям — основное требование для всех художников. На рисунке ниже структура лепестков цветка подчеркнута наклеенной на бумагу салфеткой.

 

На рисунке структура лепестков цветка подчеркнута наклеенной на бумагу салфеткой

 

Акварельные карандаши для завершения работы

Для создания завершенной акварели потребуется время: не спешите. Проследите, не нужно ли подчеркнуть те или иные участки изображения: акценты могут быть едва заметны, но они придают очарования готовой картине.

 

Я использую акварельный карандаш, чтобы проводить линии, иногда четкие, а иногда мягкие и размытые. Черный акварельный карандаш может пригодиться, чтобы завершить прорисовку теней и подчеркнуть контуры; однако не злоупотребляйте им, чтобы не переборщить. Белый акварельный карандаш также может подчеркнуть особенности изображения, не бросаясь в глаза, но придавая рисунку больше смысла. Еще один способ выделить важнейшие элементы рисунка — использовать тушь, которую можно наносить как кистью, так и пером. Композицию можно оживить и дополнительными брызгами и мазками акварели.

 

Натюрморт с бутылками

Натюрморт с бутылками. Когда краска полностью просохнет, подчеркните контуры темной акварелью и белым акварельным карандашом.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

В акварели на холсте отдельные линии, сделанные тушью при помощи пера, делают очень тонкий акцент на отдельных цветах, выделяя их на фоне других.

 

Экспериментальные техники

Экспериментальные техники помогут вам получить новые эффекты в акварельной живописи. Интересно могут выглядеть необычные основы для рисунка, например холст. Не менее восхитительно смотрятся работы в смешанной технике или применение нестандартных приемов, например разбрызгивания воды. Поэкспериментируйте с этими новыми возможностями — вам наверняка понравится.

 

Техники акварельной живописи: рисование для начинающих

 

Цветовые и графические акценты

Акварельные эскизы очень популярны, особенно у начинающих художников. Акварель может сделать выразительнее эскиз, созданный с помощью четких линий и штриховки. Используйте ограниченную палитру, чтобы сохранить характер и выразительность эскиза. Совсем небольшое количество художественных материалов поможет вам сохранить впечатления от путешествий. Если вы хотите раскрасить рисунок позже, используйте нерастворимые в воде карандаши или тушь, чтобы эскиз не размывался. Нанося краску, оставляйте незакрашенные участки, чтобы рисунок не стал похож на детскую раскраску. В то же время графические акценты могут обогатить акварель: дайте волю своему воображению и попробуйте различные методы работы над рисунком.

 

Рисунки и эскизы, написанные тушью и раскрашенные акварелью

Рисунки и эскизы, написанные тушью и раскрашенные акварелью, создаются в два этапа: графический набросок, написанный быстро, и доработка в домашних условиях, когда цвет выделяет светлые и затененные участки изображения, делая его ярким и контрастным.

 

Холст как основа

В отличие от акварельной бумаги, холст не позволяет акварели проникнуть вглубь своей поверхности. Это обстоятельство следует учитывать при рисовании: перед началом работы холст необходимо загрунтовать, причем грунтовка должна подходить для акварели. Такая грунтовка доступна в двух вариантах: с мягкой или выраженной текстурой. Наносится грунтовка кистью или шпателем.

 

В процессе нанесения краски кисть необходимо обмакивать в добавку для водостойкости (Aquafix). Это очень важно, поскольку без такой добавки уже нанесенные слои цвета будут растворяться при нанесении следующего слоя краски. Добавку можно разбавлять водой или использовать вместо воды. Чтобы изображение получилось ярким, на холсте я всегда пишу краской из тюбиков.

 

ВАЖНО!

Не забудьте закрепит акварель на холсте аэрозольным лаком. Используйте матовый лак, чтобы законченная работа не блестела.

 

Георгины. Акварель на холсте, техники: разбрызгивание и аэрозоль, 40x50 см

Георгины. Акварель на холсте, техники: разбрызгивание и аэрозоль, 40x50 см

Георгины — это вызов для художника: махровые многолепестковые цветы, практически всегда очень яркие. Эта картина выглядит особенно эффектно благодаря цветовым градиентам, нескольким четким формам в дополнительных цветах и проступающей кое-где структуре холста.

 

Краски для аэрографа

В аэрографах используются жидкие акриловые краски с высокой светосилой. Мне нравится применять их в качестве основы, на которой затем я пишу акварелью. Однако грунтовка такой краской должна быть очень тонкой, в противном случае растворитель в ней будет выталкивать наносимую поверх акварель. Преимущество нанесения красок для аэрографа как базы заключается в том, что после высыхания они уже не растворяются, так что слои акварельной краски поверх нее ложатся удачно.

 

Гортензии. Смешанная техника. Холст, 40x50 см

Гортензии. Смешанная техника. Холст, 40x50 см. Краски: индийский желтый, ультрамарин, оливково-зеленый. Акварельные краски: перилен зеленый, оливково-зеленый

Это изображение садовых гортензий — пример картины с аэрографическим фоном. Поверх базового слоя, созданного разбавленным тоном «индийский желтый», я распылил и зафиксировал оливково-зеленый. По влажной краске в технике тампонирования я нарисовал соцветия при помощи губки. Акценты на фоне были проставлены акварелью тоном «оливково-зеленый» в верхней части рисунка и краской для аэрографа в цвете «ультрамарин» внизу; что выделило и подчеркнуло контур цветов. Очень темная акварель в оттенке «перилен зеленый» идеально подошла для изображения стебля и листьев.

 

Обрызгивание водой

Для этой экспериментальной техники особенно важно частичное высыхание нанесенной краски. Обязательное условие — использование тряпичной бумаги, способной хорошо удерживать пигмент. После нанесения краски я наблюдаю, как она высыхает, и интуитивно определяю, в какое время начать обрызгивать ее водой. Вода размывает еще влажные участки нанесенной краски и создает разводы на уже сухих участках, которые выглядят как пятна или тонкие потеки. Эта техника особенно хороша для изображений, в которых должно быть множество краев и линий. Но эта техника очень зависит от случая: иногда получается удачно использовать брызги воды, а иногда вода смывает слишком много краски.

 

Зимние деревья. Акварельная бумага Waterford 640 г/м2, мелкозернистая текстура

Зимние деревья. Акварельная бумага Waterford 640 г/м2, мелкозернистая текстура, 38x56 см

Интересно видеть, как формируются контуры на границе между нанесенными красками. В данном случае тонкий контур стволов деревьев создается отчасти в процессе высыхания краски на границе закрашенной области. Если вы рисуете группу деревьев, потребуются практика и терпение, чтобы добиться хорошего результата.

 

Монотипия и копирование

Эта техника позволяет писать картины на самые разнообразные сюжеты. Детали рисунка четко прорисовываются на акриловой пластине красками в тюбиках, после чего создается отпечаток на акварельной бумаге. Лично я предпочитаю свободное нанесение краски: полученный отпечаток требует фантазии и воображения для формирования из него хорошо распознаваемого изображения. Поскольку наш подход к рисованию обычно довольно рационален, эта техника особенно благоприятна для развития креативного мышления. Если вы предпочтете свободную технику нанесения, сначала понаблюдайте за тем, как высыхает краска на пластине. Иногда идея возникает спонтанно, в других же случаях вам потребуется как следует поразмышлять над решением для завершения рисунка.

 

Произвольная игра цветов. Монотипия на тряпичной бумаге, 28x38 см

Произвольная игра цветов. Монотипия на тряпичной бумаге, 28x38 см

Эта работа — своеобразный вызов, исключающий нормы реализма, заставляющий вас наслаждаться живописью, самовыражаться и фантазировать. Ограниченные, сокращенные до самой сути формы близки к жанру абстракции.

 

Эксперименты

Художники всегда интересовались тем, как можно совмещать различные традиционные техники живописи и художественные материалы, изучали поведение красок и их сочетание, применяли новые грунтовки или добавки к краскам. Например, велюровая бумага для пастели представляет собой бумажную основу, на которую нанесена бархатистая масса. Я выяснил, что добавление воды делает эту бумагу нежной и податливой, а акварельные краски ложатся на нее очень мягко.

 

Композиция с маком. Акварельный коллаж, бархатная бумага, 40x50 см

Композиция с маком. Акварельный коллаж, бархатная бумага, 40x50 см

Создавая эту композицию, я положил еще влажную после нанесения краски податливую бархатную бумагу на деревянные палочки. Когда краска высохла, образовался продольный рельеф, который я прижал и зафиксировал.

 

Нетиповой формат

Внимательно осмотрите свое жилище. Скорее всего, вы обнаружите, что в интерьере гораздо больше места для длинного узкого вертикального формата, чем для горизонтального. Но не только это заставляет меня обращаться к нетиповому формату. Отдельно стоящие многолетние цветы, высокие объекты или сюжеты из большого города идеальны для картин узкого вертикального формата. Например, стремящиеся ввысь стебли растений, написанные в минималистичной технике, образуют очень интересные акварельные композиции. Но все же не стоит забывать о нетиповом горизонтальном формате. Он особенно хорош для пейзажей-панорам.

 

Желтый василек, акварель на тряпичной бумаге, 638 г/м2, матовая

Желтый василек, акварель на тряпичной бумаге, 638 г/м2, матовая, 19x76 см

Я начал рисовать с желтого венчика цветка. Помните: даже самые мелкие загрязнения кисти или воды для красок сделают желтый цвет менее ярким. Когда краска высохнет, цвет и форма головки василька выделятся на темном фоне, написанном с акцентами ультрамарина и железного сурика.

 

Вале: горная панорама, акварель на тряпичной бумаге

Вале: горная панорама, акварель на тряпичной бумаге, 640 г/м2, 19x75 см

По крайней мере, выбранный формат будет хоть немного соответствовать бесконечным, выстроенным в ряд вершинам. Холодный, далекий синий с оттенком ультрамаринового фиолетового, подчеркивает впечатление этого простора. Изображение заснеженных гор показывает, как мало конструктивных элементов можно использовать в зимних пейзажах. Именно эта простота стимулирует воображение зрителя и позволяет ему перенести в картину свои личные переживания. Основное внимание в этой картине фокусируется в левой части изображения. Могучие горные сосны и большие хижины выдвигаются на передний план, в то время как маленькие хижины в качестве двойников ближе к правому краю изображения отодвигаются далеко на задний план.

ddrug1.png