Теория цвета для художников и дизайнеров
С цветом дело обстоит не иначе, чем с музыкой. Чтобы сыграть мелодию на пианино, вы не станете бить по всем 88 клавишам одновременно. Музыка возникнет, лишь когда три звука соединятся в один аккорд — мажорный или минорный. Сообразно своей «окраске» звуки вызывают определенное настроение. Мне кажется, что наша задача и в живописи — передавать чувства или атмосферу при помощи определенных цветовых сочетаний. Цвета выражают эмоции, и поэтому нужно обладать неким тонким чувством, чтобы удачно их комбинировать — не имеет значения, пишете вы гуашью или подбираете себе наряд для вечеринки. Так что, прежде всего, доверяйте своей интуиции. Вы увидите, что однажды усвоенные (а лучше — проверенные на практике) знания обязательно пригодятся вам в дальнейшем.
Существует три свойства красок, с помощью которых можно точно определить цвет:
- Тон или оттенок характеризует единичный различимый цвет, например желтый или красный (рис. 1).
- Яркость или хроматичность описывает светлоту цвета: повышенную или, соответственно, пониженную светлоту, которая возникает в результате примешивания черного или белого компонента. При этом 0% яркости любого цвета означает черный, а 100% — белый (рис. 2).
- Насыщенность или глубина цвета характеризует его интенсивность и проявляется в чистоте и блеске. Можно уменьшить насыщенность, добавив нейтральный серый (рис. 3).
Невещественные цвета и корпусные цвета, или RGB против CMYK
Мы живем в мире, полном цветов и красок, и это кажется нам чем-то совершенно обычным. При этом мы редко вспоминаем, что более глубоким пониманием природы цвета и света мы обязаны одному английскому джентльмену. Это Исаак Ньютон, живший в 18-м веке и известный не только тем, что ему на голову однажды упало яблоко, но и несколькими фундаментальными открытиями о физике света. Ньютон пришел к мысли о том, что все видимые цвета созданы путем отражения света, и что каждый цвет обладает своей собственной длиной волны. Он направлял луч белого света на призму, находясь в полностью затемненной комнате, и наблюдал за тем, как белый цвет раскладывается на красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Затем ему удалось сложить получившиеся спектральные цвета обратно в белый свет. В течение этого процесса, называемого аддитивным смешением цветов, всякий раз, когда добавляется новый цвет, усиливается яркость.
В этом случае Ньютон экспериментировал с невещественными цветами, то есть с цветами, излучаемыми светящимися объектами, с солнечным светом, а также светом, исходящим от цветных светильников. Основными цветами считаются красный, зеленый и синий — сложенные вместе, они дают белый.
Поскольку, занимаясь живописью, мы имеем дело не с чистым светом, а со смешанными с краской пигментами, то речь идет не о цвете как таковом, а о так называемых корпусных цветах. Корпусные цвета, или цвета, которыми пишет художник, — это воспринимаемый нами отраженный свет, который излучают несветящиеся объекты, например желтый лимон или черная кошка. Такое восприятие возникает потому, что объект частично поглощает свет, исходящий от освещающего его источника.
При смешении корпусных цветов в процессе, который называется «субтрактивным», яркость все больше и больше снижается. Это происходит из-за того, что цвета вычленяют другие цветовые составляющие из белого спектра и таким образом «ослабляют свет». В этом случае первичными цветами являются голубой, пурпурный и желтый. Наложенные друг на друга, они в результате дают черный цвет.
Основное различие между невещественными и корпусными цветами можно увидеть на простом примере. Когда вы смотрите на изображение на экране компьютера, вы не видите ничего, кроме излучения тысяч миниатюрных жидких кристаллов. Они окрашены в красный, зеленый и синий цвет и аддитивно формируют картинку. Эта цветовая модель называется RGB (Red, Green, Blue — красный, зеленый, синий). Теперь, если вы распечатаете то же изображение, вы увидите, что объект уже не излучает свет, а состоит из тысяч цветных точек. Картинка располагается на бумаге и субтрактивным образом смешана из синего, пурпурного, желтого и черного цвета. Моделирование такого процесса с помощью корпусных цветов называется CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key (black) — синий, пурпурный, желтый и черный).
Цветовой круг
Идея организовать видимые цвета в круг также принадлежит сэру Исааку Ньютону. Он обратил внимание на то, что красный и фиолетовый цвета из противоположных частей спектра можно поставить рядом. Новый порядок, с одной стороны, помог увидеть цвета в новом контексте, а с другой стороны, позволил ясно различить цветовые пары, дополнительные или комплементарные цвета. Иоганн Вольфганг фон Гете тоже разработал собственную теорию цвета и цветовой круг, что оказало влияние, как на его современников, так и на последующие поколения художников. Научная сторона вопроса, однако, интересовала Гете меньше, чем «чувственно-моральное» влияние цвета на людей. Цветовые круги Адольфа Хельцеля, Иоганнеса Иттена и Харальда Кюпперса, которыми принято пользоваться сегодня, опираются на цветовой круг Гете.
Что важно знать о цветовом круге? Существуют три первичных цвета. Это красный, желтый и синий. При их смешении получаются три вторичных цвета. А шесть третичных цветов создаются путем смешения соседствующих первичных и вторичных. У каждого цвета есть соответствующий ему дополнительный цвет, который располагается напротив него в цветовом круге. В живописи понимание дополнительных цветов играет решающую роль. Очень важно развить в себе способность ощущать, какие цвета дополняют друг друга, а какие являются аналогичными или близкими друг другу.
Важными составляющими теории цвета являются такие понятия, как цветовые контрасты и цветовые гармонии, их мы рассмотрели в отдельных статьях.