Леттеринг и каллиграфия в рисовании гуашью
Любой из нас признает абстрактную красоту написанной буквы или слова. Сегодня, когда мы редко пишем от руки, я уверен, что ни одна SMS (с эмоджи или без) не сравнится с рукописной открыткой или каллиграфически написанным стихотворением.
То же относится и к печатным изданиям. Будь то иллюстрированная книга или журнал — прорвавшись сквозь джунгли типографского набора, наши глаза отдыхают на рукописных шрифтах. Леттеринг заголовков или целых предложений придает тексту особый шарм. Но и отдельные рисованные начальные буквы или инициалы также обратят на себя внимание и запомнятся. Такие буквицы, как их еще называют по-русски, имеют старинное происхождение и используются по сей день. Когда Иоганн Гутенберг в середине 15-го века создавал свои первые инкунабулы, то инициалы часто были единственными украшавшими их иллюстрациями. Рисованные или написанные от руки, буквы дают своего рода предвкушение. Они приоткрывают завесу над историей прежде, чем мы примемся за чтение.
Гуашь, благодаря своей универсальности, прекрасно подходит для письма букв и леттеринга. Заглавные буквы на этом развороте были нарисованы перышком — они имитируют тонкий, чуть старомодный английский шрифт. Мы уже упоминали о том, как наносить краску на чертежные и тростниковые перья. Кстати, имейте в виду, что, благодаря высокому содержанию пигментов, гуашевые краски будут ярко выделяться на темном или черном фоне, что было бы невозможно с акварелью или акрилом.
Рисование по трафарету — испытанный и надежный способ изобразить буквы. Есть множество готовых трафаретов, например для школьников (один из них я использовал для написания еврейских букв на этой странице). Также можно изготовить трафареты самостоятельно, начиная от лапидарных и простых, заканчивая утонченными и изящными, — на ваш вкус. Вам лишь придется выбрать понравившийся шрифт на компьютере, набрать нужное слово и потом распечатать его, указав желаемый размер. Затем вырежьте буквы макетным ножом. Не забудьте оставить небольшие перемычки, чтобы не выпадала внутренняя часть буквы. Теперь губкой или трафаретной кистью нанесите краску.
Другой способ — это смешать рисованные фоны с дигитальными шрифтами. Для этого, кроме гуашевых красок, нужно иметь компьютер и программу цветокоррекции изображений наподобие фотошопа. Здесь приведено несколько примеров того, как могут выглядеть такие буквы. Как это сделано? Сначала вы рисуете гуашевые фоны и их сканируете. Затем вы конвертируете свой любимый шрифт в пиксели, вырезаете буквы по контуру и накладываете их поверх вашего фона — готово. Таким образом были созданы буквы Е и А на этой странице.
Вообще, жанр буквиц очень интересен и многообразен. Во множестве книг вы найдете нарисованные буквы, изображающие различные предметы, растения или животных. С, Т, Е и А на этой странице — это буквицы, созданные для сборника скандинавских легенд и сказок. На создание этих образов меня вдохновили древние каменные скульптуры и искусство викингов. Некоторые из них напоминают о мифических животных либо стилизованы под них. Такие буквы были созданы с помощью маскирующей жидкости и лессировок от темного к светлому.
Совет: для того чтобы генерировать новые идеи, стоит потратить время на изучение и копирование шрифтов разных эпох. Интересные находки для рукописных шрифтов часто возникают из комбинации собственного «кривого» почерка и образцов типографского шрифта. Так что пробуйте!
Еще один пример: нарисованные в виде букв предметы — пакетики, записки, ленты — тоже могут стать буквицами. Это иллюстрации к одной рождественской сказке. Помещенные рядом с набранным текстом, они воспринимаются как иллюстрации и буквицы одновременно.
Работа с рукописными шрифтами переносит меня в школьные годы. Рисуя эти буквы, я до сих пор прихожу в тот же восторг, что впервые испытывал, когда придумывал свою подпись. Попробуйте сами написать пару слов гуашью — я уверен, что вы тоже получите от этого огромное удовольствие. Ведь буквы — это не только носители информации. Удачно выполненный рукописный шрифт обязательно также выразит и ваши чувства.