Лак в рисовании: эффект прозрачности и блеска в рисунке
Обычно лак используется на завершающей стадии работы над картинами, но ему можно найти и другое применение, например в рисовании. При помощи этого прозрачного и блестящего материала можно, скажем, добавить в рисунок маслянистые пятна, сделать глизаль (лессировку) или создать блики на затененной или покрытой штрихами поверхности. Некоторые художники даже смешивают его с красящими пигментами, угольным порошком, пеплом и различными загустителями, чтобы добиться эффекта зернистости в сочетании с цветом.
В следующем эксперименте Мирейя Сифуэнтес попробует создать рисунок, комбинируя различные акриловые краски, уголь и пастель со слоями блестящего синтетического лака.
- На любой рисунок, выполненный по бумаге, ткани или на другой твердой основе, можно нанести слой лака или смолы. Так работа станет динамичнее и приобретет блеск и эффект прозрачности.
- Моделью для рисунка нам послужит череп животного. Перед началом работы смешиваем синтетическую смолу с небольшим количеством скипидара, чтобы она стала не такой маслянистой и более текучей.
- Далее выполняем предварительный рисунок (его вы найдете среди дополнительных материалов) и в то же самое время подготавливаем основу. Для этого наносим на нее мазки белой акриловой краски и выполняем штриховку углем.
- У ткани поверхность довольно шероховатая, поэтому лучше не перегружать ее слишком большим количеством угля. Для этого делаем растушевку чистой тряпкой.
- В завершение работы над цветным фоном выдавливаем немного масляной краски прямо из тюбика. Нам понадобятся два цвета: темно-коричневый и желтый, который мы добавим позже.
Первый слой лака
Первые цветовые дополнения уже готовы. Теперь можно наносить слой лака на ткань, которая служит основой рисунка, чтобы пропитать ее и закупорить поры на ее поверхности. Маслянистый и текучий лак разбавляет красящие вещества и позволяет создать размытый фон, на котором смешиваются различные цвета. Таким образом мы задаем тоновую основу нашего рисунка.
- Берем флакончик прозрачного глянцевого лака (такой наносится в качестве защитного слоя на картины, написанные маслом) и выливаем его содержимое на основу. Лак разбавит коричневую и желтую краски, образовав на поверхности текучие пятна.
- Пока поверхность еще влажная, угольной палочкой мы подчеркиваем темные тона. Когда уголь пропитается лаком, мы получим очень насыщенный черный цвет.
- Когда покрытая лаком поверхность полностью высохнет, наносим штрихи белой пастелью. Работаем до тех пор, пока внешний контур черепа не будет отчетливо виден на подготовленном фоне.
- Добавляем новые угольные штрихи и размываем их кистью, пропитанной прозрачным и блестящим лаком, который выступает в качестве разбавителя.
Последний слой лака
Первый слой лака уже покрыл практически всю поверхность основы. Пришло время наносить второй и последний слой, и он должен быть более густым. Лак разбавляет используемые материалы, поэтому, чтобы краска не потекла, основа, как и на предыдущих стадиях работы, должна располагаться на плоской горизонтальной поверхности, например на столе.
- Сейчас мы положим наши угольные палочки во флакон с олифой и дадим им хорошенько пропитаться. Так цвет получится очень насыщенным и стойким.
- В маленькой чашечке смешиваем масляную краску цвета желтой охры с большим количеством лака и выливаем все на нижнюю часть рисунка.
- В результате рисунок у нас получился полуабстрактным и очень эффектным. Можно сделать его еще выразительнее, если, пока лак свежий, посыпать поверхность порошковым пигментом или пеплом. Далее ждем, пока все высохнет.
- Нужно подождать еще один день, пока лак полностью высохнет, и только тогда можно будет наносить последние штрихи. Для этого используем масляную пастель неаполитанского красновато-желтого цвета.
- Сочетание штрихов и синтетического цветного лака (который используется для обработки дерева) смотрится очень эффектно даже на бумаге. Коричневатый оттенок лака позволяет добиться цветового единства на рисунке.
- Финальная работа получилась весьма необычной. С одной стороны, это очень выразительный и насыщенный рисунок с игрой света и тени, но с другой, на нем мы видим смешение цветов 15 и эффект прозрачности, что уже более характерно для живописи.