Монотонная композиция и композиционный центр в рисовании

Не следует пытаться привлечь внимание сразу к нескольким точкам рисунка, но и совсем без композиционного центра обойтись не получится. На изображении должен быть элемент, на который зритель сразу мог бы направить свой взгляд вместо того, чтобы блуждать глазами по всей сцене в поисках основного мотива.

 

Ошибка

Нарисовать пейзаж без основного элемента, который сразу бы привлекал внимание зрителя, уже довольно проблематично. Сцена получается недостаточно выразительной, потому что само изображение не содержит в себе ничего привлекательного, если в нем нет какого-либо компонента, нарушающего общее единообразие: расположенное вблизи дерево, скалы, дома.

 

Монотонная композиция и композиционный центр в рисовании

Вероятнее всего, плоский пейзаж без какой-либо растительности не вызовет у зрителя никакого интереса и быстро ему наскучит. Здесь нет ни визуальных ориентиров, ни элементов, подчеркивающих глубину рисунка.

 

Монотонная композиция и композиционный центр в рисовании

  • (А) Текстура растительности на переднем плане выполнена повторяющимися штрихами без тщательной прорисовки каких-либо деталей.
  • (В) На среднем плане нет ни одного элемента, который бы нарушал монотонность и чрезмерную симметричность пейзажа.
  • (С) Контур растительности на заднем плане зачем-то подчеркнут карандашной линией. Контраста с горами можно было бы добиться при помощи простой смены оттенков.

Решение

Рисунок станет намного интереснее, если разместить на нем один или несколько элементов, которые проводили бы взгляд зрителя по сцене, направляя его к центру композиции.

 

Монотонная композиция и композиционный центр в рисовании

Чтобы придать динамичности скучному пейзажу, достаточно просто добавить одно дерево на передний план.

 

Монотонная композиция и композиционный центр в рисовании

Дороги, тропинки и округлые линии направляют взгляд зрителя, оживляя тем самым сцену и делая ее более привлекательной для изучения.

 

Монотонная композиция и композиционный центр в рисовании

  • (А) Дорога начинается на переднем плане и теряется в зелени. Она ведет зрителя вглубь рисунка.
  • (В) Туман на заднем плане выполнен при помощи штриховки белым мелом.
  • (С) Деревья нарисованы с использованием градации тонов снизу вверх. У земли нажим на уголь был сильнее, чем при изображении кроны.
  • (D) Не следует увлекаться смешиванием теней, построенных при помощи угля и бликов, выполненных белым мелом. Достаточно, чтобы они слегка наслаивались друг на друга.