Особенности композиции в натюрморте
Цель художника — передать всю уникальность объекта, несмотря на ограниченность пространства рисунка. Для ее достижения он решает, какой именно фрагмент реального мира перенести на бумагу (то есть формирует композицию). Выбор сцены зависит от намерений художника и необходимости выделить или подчеркнуть те или иные детали композиции. Поэтому он руководствуется не только эмоциональным состоянием художника, но и его желанием удивить зрителя или избежать штампов в изображении того или иного предмета. Оригинальность композиции в следующих работах обусловлена смещением основного элемента композиции или желанием добиться любопытных эффектов игры света и тени.
Композиционный центр в рисовании
Правильно выбрать центр — это первый и самый главный принцип грамотного построения композиции. Художники склонны располагать основные элементы рисунка в геометрическом центре листа, думая, что так лучше подчеркнуть их значимость. Однако подобное решение подходит разве что для сцен с симметричной композицией, в остальных же случаях следует воспользоваться более удачными вариантами.
Ошибка
Композиционный центр не обязательно подразумевает, что главный элемент необходимо располагать точно посередине сцены. Если всегда поступать таким образом, в результате композиция получится слишком симметричной, чересчур статичной и скучной. Давайте разберем и другие ошибки, допущенные при создании этого рисунка.
- (А) Не стоит использовать интенсивные линии для разделения различных цветовых областей. В этом нет необходимости, потому что они и так контрастируют друг с другом.
- (В) Цветные карандаши трудно стирать, поэтому лучше не допускать ошибок. В данном случае художник попытался стереть неточность белым карандашом.
- (С) Штрихи наложены очень беспорядочно, их направление постоянно меняется - рисунок получился неточным и негармоничным.
Решение
Необходимо расположить основной элемент рисунка несколько в стороне от центра, чтобы он занял более выгодную позицию. Благодаря этому мы нарушаем точную симметрию сцены и можем играть с пространством, создавая более напряженную атмосферу.
Сначала выберите предмет, к которому вы хотите привлечь внимание зрителя, и расположите его на некотором отдалении от геометрического центра картины. Так вы привнесете в изображение диагональные линии, которые сделают его более динамичным и создадут более напряженную обстановку.
- (А) Не нужно использовать интенсивные линии для обозначения контуров. Вместо этого для установления границ между предметами лучше прибегнуть к резкой смене цветов и градации тонов.
- (В) Необходимо несколько сдвинуть основной элемент композиции от центра листа. Чтобы добиться эффекта блеска на яблоке, нужно сохранить белый цвет основы.
- (С) Штрихи в различных участках картины наложены продуманно и аккуратно. Они сливаются друг с другом, подчеркивая объем предметов и делая изображение более живым.
Чтобы придать изображению оригинальность или удивить зрителя, художники стараются не размещать предметы в центре композиции, а значительно сдвигать их к одному из углов листа бумаги (предпочтительно к верхним), освобождая таким образом много пространства в нижней части. Примером тому является этот натюрморт, выполненный карандашами и углем. Работа Мерче Гаспар.
Эффект "парящего" объекта
Часто, работая над натюрмортом, художники полностью сосредоточиваются на том, чтобы идеально передать форму каждого предмета, и совершенно забывают о поверхности, на которой они находятся, будь то стол, пол или полочка. В подобных случаях возникают ошибки, связанные с композицией.
Ошибка
При изображении предметов художник никак не обозначил пространство, которое их окружает. На рисунке нет теней, границы поверхности стола также не прорисованы. Предметы находятся на разной высоте по возрастающей линии. Невозможно установить их точное положение: они будто парят в воздухе или висят на нитке.
Существует несколько случаев, когда может показаться, что элементы рисунка парят в воздухе: они не отбрасывают тени, тень лишь едва касается предмета или расположена отдельно от него.
- (А) Кувшины находятся на разной высоте. На рисунке никак не обозначена поверхность стола, которая могла бы служить визуальным ориентиром, поэтому складывается впечатление, что предметы парят, словно воздушные шары.
- (В) Из-за отсутствия теней невозможно точно определить положение кувшинов в пространстве.
- (С) Тени каждого предмета выполнены боковой стороной угольной палочки. Художник не придал им четкой формы и не растушевал, поэтому они никак не раскрывают объем деталей рисунка.
- (D) Блики выполнены без использования растушевки.
Решение
Нужно правильно передать размер каждого предмета с учетом плоскости, на которой он находится, и высоты, на которую мы его поместили. Другими словами, с учетом его расположения в композиции. Элементы рисунка не должны выглядеть изолированно; для этого у их основания необходимо изобразить тень, так мы сможем обозначить их точное место на поверхности стола.
- (А) Каждый элемент рисунка занимает свое определенное место на поверхности стола. В нижней части предметов нужно обозначить тень, чтобы они не «парили» в воздухе.
- (В) Тень в основании предмета сначала обозначается при помощи интенсивной линии, вокруг которой затем накладывается легкая штриховка.
- (С) Для выполнения штриховки нужно накладывать друг на друга линии различной интенсивности. Так мы сможем получить тени с градацией тонов.
- (D) Блики наносятся в конце. Их не много, и некоторые сливаются с окружающей тенью.