Неверные пропорции в рисовании

Рисунок получается искаженным, если мы неправильно передаем форму предметов или соотношение размеров их частей. Ошибки, связанные с соблюдением пропорций, обычно встречаются у художников, которые слишком много внимания уделяют деталям и отдельным элементам модели и не рассматривают рисунок как единое целое. Из-за этого общие размеры на изображении получаются неточными, а некоторые его части — чересчур крупными по сравнению с остальными.

 

Ошибка

Неверные пропорции портят впечатление от любого рисунка. Некоторые художники не могут следить за правильной передачей размеров и одновременно работать над формами предметов, прорисовывать текстуры или строить тени. Они не в силах справиться с подобной многозадачностью и не уделяют должного внимания всей модели.

 

Неверные пропорции в рисовании: искажение форм предметов и соотношений

  • (А) Глаза разного размера. Да и смотрят они не в одном направлении и расположены на разной высоте: рисунок получился перекошенным.
  • (В) Форма головы нарисована неправильно, а одно ухо больше другого. Неверная передача пропорций наиболее отчетливо прослеживается по выпуклой форме лба. Малейший сдвиг или искажение сразу же портят рисунок.
  • (С) Художник активно растушевал пальцами некоторые карандашные линии. Подобная манера работы пачкает бумагу.

Неверные пропорции в рисовании: искажение форм предметов и соотношений

Ошибка в пропорциях особенно заметна в выпуклости лба. Любое смещение или деформация искажают внешний вид головы.

 

Решение

Любой ошибки, связанной с передачей пропорций, можно избежать, если больше времени уделять разложению общей формы на простые геометрические фигуры и изучению структуры модели. Иногда, торопясь закончить рисунок, мы максимально сокращаем этот первый этап и обращаемся к отдельным элементам композиции и мелким деталям. Но прежде всего нужно разобраться с размерами предмета, пространством, которое занимает каждая его часть, и соотношением пропорций.

 

Неверные пропорции в рисовании: искажение форм предметов и соотношений

  • (А) Глаза и уши находятся на одном уровне, а обе половины лица в достаточной степени соотносятся между собой.
  • (В) Рисуя голову животного, следует соблюдать определенную симметрию, чтобы верно отразить все пропорции.
  • (С) Чтобы передать изменение тонов на шерсти, необходимо с различной силой нажимать на инструмент рисования при нанесении штрихов. При этом нужно следить, чтобы шерстинки ложились в одном направлении.
  • (D) Шерстинки, находящиеся на самом краю контура, прорисовываются при помощи закругленных штрихов, наносить которые нужно легкими движениями кисти.