Основы современного рисунка
Рисунок не просто является универсальным языком, которым все мы овладеваем с детских лет, но и дает возможность художнику запечатлеть окружающую его действительность. Это самое близкое к нам и наиболее доступное средство художественного выражения, ведь для его создания требуется совсем немного. Одним словом, рисунок — это основа любой работы в области пластического искусства, поле для экспериментов, позволяющее играть с различными стилями и приемами. Рисунок становится своего рода личной лабораторией каждого художника и, как никакая другая дисциплина, позволяет проследить полет его мысли и заглянуть в его уникальный и неповторимый мир.
Содержание
- Новый взгляд на используемые материалы
- Возрождение рисунка
- Цели современного рисунка и методы его создания
- Внедрение новых техник
- В рисунке все средства хороши
- Любовь к незаконченному
Новый взгляд на используемые материалы
Основными отличительными чертами классического рисунка является использование одного цвета, штрихов, линий, теней и градаций тонов; однако сейчас сложно провести четкую грань между техниками рисования и живописи, потому что художники зачастую прибегают к одним и тем же инструментам. Новое видение рисунка требует искать нестандартные основы и форматы, а также изменить свое отношение к применению художественных материалов и рассматривать их как средства взаимодействия со зрителем.
- Современный рисунок допускает использование самых разных текстур и новых материалов. В результате граница между рисунком и живописью становится не такой четкой.
- Новый подход к рисованию требует также нестандартных способов выставления работ. Традиционные рамки с паспарту уступают место коробкам и книгам.
- При создании каждого рисунка используются различные техники, благодаря чему в результате достигается необычный эффект.
- Классические инструменты рисования находят применение и в современной парадигме, хотя им приписываются новые роли и они используются вместе с некоторыми материалами, более характерными для живописи.
- Рисунок из приклеенных фрагментов рваной бумаги, пятен акриловой краски, туши и графитовых штрихов.
Возрождение рисунка
За последние годы рисунок пережил необычайный подъем в сфере искусства. Он перестал быть лишь подготовительной фазой при создании картин и скульптур и завоевал статус независимой художественной дисциплины. Рисунок прочно закрепился как на рынке произведений искусства, так и на самых престижных фестивалях и в наиболее известных музеях мира. Чем же объясняются подобное возрождение и столь высокий интерес? Какие мысли и идеи современной эпохи вернули к жизни всеми забытый рисунок? Что увидели в нем художники? Ответ на эти вопросы кроется в том, что рисунок, благодаря присущим ему гибкости, доступности, смысловому богатству и идейной многоплановости, стал связующим элементом между искусством, архитектурой, графическим дизайном и модой.
Цели современного рисунка и методы его создания
Благодаря последним техникам и методам современный рисунок объединяет в себе самые разные идеи и подходы. Совершенно заслуженно он стал отдельным, независимым направлением в сфере искусства.
На фоне регламентирования творческой деятельности и все более жесткого неприятия каких-либо нововведений рисунок приобрел большую популярность среди молодых художников, которые видят в нем один из наиболее действенных способов для развития своего собственного стиля. Из всех традиционных видов художественного выражения рисунок обладает наибольшей способностью вбирать в себя разнородные элементы и позволяет напрямую и более спонтанно воздействовать на поверхность основы: наносить на бумагу карандашные штрихи, делать надрывы и надрезы, которые определяют внешний вид произведения и реализуют стремление к объединению. Поэтому рисунок предлагает нам самый короткий путь от замысла до его воплощения. Для сравнения: написание картины проходит более размеренно, потому что художник постепенно, один за другим, накладывает различные слои краски.
Внедрение новых техник
За последние десятилетия традиционные техники рисования дополнились новыми методами из области живописи. Художники надрывают бумагу, обжигают ее, переводят на ее поверхность различные изображения, используют оригами и другие необычные пластические эффекты, бросая тем самым вызов формату и границам рисунка, который, в свою очередь, приобретает более междисциплинарный характер.
Современный рисунок проходит через процесс трансформации, он больше не существует изолированно, а вбирает в себя разнородные элементы и вступает во взаимодействие с другими современными дисциплинами. В результате подобного многообразия находят применение необычные материалы, а также возникают новые формы авторства и художественного выражения.
- Рисунок утратил свой ремесленный характер и стал восприниматься с позиции замысла. Идея оправдывает средства.
- В поисках нужного результата художники не колеблясь смешивают самые разные техники.
- Современные художники преобразовывают изображения, переосмысляют академический рисунок и дополняют его новыми техниками.
- В рамках современного рисунка постоянно ведутся эксперименты с различными формами. При этом очень активное применение находят кисти и краски.
- Лес после пожара. Зарисовка на бумаге, обожженной при помощи свечи.
В рисунке все средства хороши
Рисунок отличается такой степенью свободы и непосредственности выражения, которую могут обеспечить лишь простые, незамысловатые материалы. Он существует независимо от своей основы, неподвластен накладываемым ею ограничениям, и теперь его можно выставлять тысячью и одним самых разных способов: разместить на стене, свесить с потолка, согнуть несколько раз и поставить на столе или прикрепить к деревянной дощечке. Сейчас художники стремятся не только удивить публику самим рисунком, но и необычно его оформить, поэтому они все чаще предпочитают нетрадиционные способы выставления своих работ. Чрезвычайно важно создать целую визуальную систему, которая потребует от зрителя нечто большего, чем просто рассмотреть произведение. Поэтому нам нужно постепенно привыкать к тому, что рисунки выполняются без использования физических материалов, отображаются на стенах при помощи проектора, сгибаются в гармошку и создаются на самых непривычных поверхностях.
- Рисунок перестал восприниматься просто как изображение на плоской поверхности, которое висит на стене в специальной рамке.
- Есть множество способов представить рисунок. Например, в этой коробке находятся пять рисунков.
- Для создания работ современные художники часто используют книги. Такой материал позволяет дать полную свободу воображению.
- В современном рисунке подкупают его экспрессивность и необходимость отвлечься от реальной модели.
- Художники обыгрывают неясность и незаконченность образов, оставляя свои произведения открытыми для интерпретации зрителя.
- Если в качестве основы использовать ацетат, можно открыть для себя новые формы художественного выражения и привнести в рисунок эффект света и прозрачности.
Любовь к незаконченному
Сегодня сам процесс создания рисунка, форма, которую он может принять, и его незавершенность куда интереснее, нежели готовый результат. Многие художники намеренно оставляют свои работы открытыми, незаконченными, чтобы зритель тоже участвовал в построении образа, существующего вне самой модели, вне установленных норм, правил и стилей. Академический подход уступает место рисунку, в котором без каких-либо ограничений смешиваются и даже накладываются друг на друга различные стили и техники, в котором спонтанность и экспрессия ценятся выше, чем работа по готовому шаблону, и во главу угла ставятся оригинальность и желание пойти гораздо дальше простого копирования реальной модели.