Рисование людей
Рассмотрим как можно легко нарисовать человека, учитывая положение тела в окружающем пространстве. Подробнее остановимся на фигуре и составлении окружающей обстановки в набросках.
Содержание
- Рисование человеческой фигуры
- Пространство, люди и обстановка
- Техники рисования человека разными материалами
Рисование человеческой фигуры
Человеческая фигура, будь то обнаженная или одетая, всегда служила подходящим объектом в рисовании набросков. Это самая трудная модель для изображения, особенно для новичка, поскольку пропорции человеческой фигуры нам кажутся такими привычными, что в наших рисунках то и дело встречаются ошибки.
Быстрые наброски фигуры
В быстрых набросках человеческой фигуры нет возможности тщательно прорабатывать анатомию тела: элементы костной структуры и рельеф мышц не столь важны, как удачное общее описание тела, крупных форм, пропорциональности фигуры, ее веса и движения.
В настоящее время художественные академии и школы предоставляют возможность сделать набросок обнаженной фигуры с натуры. Эти упражнения путем проб и ошибок помогают улучшить наше восприятие человеческого тела.
Ключ к успеху в наброске фигуры — в наблюдательности и экономии линий. Единственная цель, которая должна стоять перед вами, — это передать комплекс форм тела так, чтобы структура получилась убедительной и узнаваемой.
Уловить ритм фигуры
В неявном, скрытом движении тела, даже в статике, обнаруживаются элементы напряжения, подчиненные единой форме. Напряженность позы проявляется в ритме, то есть в воображаемой внутренней линии, которая придает телу ощущение текучести, выразительности и динамичности. Если вы научитесь визуализировать ритм любой фигуры и верно его изображать, вам легко удастся передать характерное движение позы.
Когда рисуете фигуру, самое важное - уловить внутренний ритм, который проявляется в позе. Рассмотрим ряд аспектов на примере изображения беременной женщины.
- Поверх начального наброска прорабатываем контуры частей тела, по возможности акцентируя изгибы с тем, чтобы подчеркнуть позу. Передаем объем, делая упор на округлости тела.
- Далее убираем черновые линии, чтобы сосредоточиться на внешнем контуре, который обводим более жирной линией. Вписываем фигуру в рамку, которая поможет нам анализировать пустые пространства вокруг фигуры.
- В конце прорабатываем тональные зоны и контрасты, которые должны подчеркнуть изгибы тела. Взглянем, в этой связи на затенение под мышкой.
Не переусердствуйте, работая над изображением фигуры и черт лица. Помните, что мы рисуем наброски, а не портреты или анатомические этюды.
Пошаговые наброски фигуры человека
Чтобы научиться рисовать наброски фигуры человека, мы должны выбрать подходящую модель. Можно начать с домочадцев в статических позах: в этом случае мы сможем работать без спешки.
Затем можно рисовать людей на улице или персонажей, выполняющих какое-то определенное действие. Секрет удачного изображения фигуры заключается в правильном решении предварительного наброска.
Если нам удастся передать позу несколькими штрихами, подчеркнув линии действия и внутреннее движение человеческого тела, половина успеха будет достигнута.
Контуры фигуры выполнены очень слабыми штрихами, затем линии ног, спины и линия, соединяющая голову с поднятой рукой, усиливаются.
Особенно важно обозначить жестовой линией овал головы, наклон плеч и рук и наметить перевернутой «с» положение ног. Поверх черновой линии, которая служит направляющей, накладываем новые линии, средней интенсивности, уточняя контуры форм. На этом упражнение завершаем, поскольку это предварительный набросок.
Рассмотрим другой пример, правда, на этот раз проследим весь порядок действий:
- Единственная задача предварительного рисунка - передать формы и пропорции фигуры. Штриховая линия, как правило, нетвердая, ее толщина и интенсивность не меняются.
- В ходе работы над рисунком мы должны сделать его более понятным: выделить те контуры, которые подчеркивают фигуру или лучше объясняют позу. Так, более темными линиями отмечаем изгиб спины и контур шеи.
- Оставляем на последний момент черты лица и внутренние линии фигуры. Здесь рисунок должен быть особенно тщательным, но при этом не утратить жестовый и обобщающий характер.
В этом наброске линии становятся несколько более интенсивными при выделении кривой линии контура некоторых участков тела. Это помогает объяснить позу и придает фигуре большую подвижность.
Раз уж мы уяснили себе важность подготовительного наброска, попробуем нарисовать сидящего человека.
Статичная поза объекта позволяет нам действовать не торопясь:
- Работаем графитовым стержнем, вставленным в держатель. Тело сидящего человека обычно располагается зигзагообразно. Мягкой однородной линией изображаем фигуру в общих чертах.
- На втором этапе мы выделяем лишь те линии, которые помогают лучше объяснить позу: изгиб ног, верхний контур рук и очертания головы и волос.
- В завершение проводим внутренние линии - те, которые проходят внутри форм, - чтобы объяснить складки, расположение черт лица или форму обуви. Пробными линиями рисуем скамейку, на которой сидит модель.
Завершаем наше изучение фигур работой над изображением человека в движении. Поскольку персонажей много и они заслоняют друг друга, контуры и формы смешиваются.
- Работаем двумя фломастерами разного цвета, чтобы убедиться в том, что способ конструктивного построения форм, использованный в предыдущих рисунках, не меняется со сменой инструмента. Первое приближение к формам осуществляем светло-коричневым фломастером.
- Тем же цветом отмечаем изгибы форм тела женщины, овалы и ноги детей.
- Обозначаем черты лица, кое-какие складки одежды, прорисовываем руки, уточняем положение ладоней, хотя все это в очень обобщенном виде, не вдаваясь в подробности.
- Темно-коричневым фломастером подчеркиваем ритмы и наиболее важные внутренние линии фигур - те, что помогают отделить форму каждой фигуры от другой. Эти линии позволяют избежать чрезмерного смешения.
Пространство, люди и обстановка
Возможностей рисовать людей у нас предостаточно, начиная с домочадцев и тех, кто заглянул к нам в гости, и кончая незнакомыми, которых мы встречаем на улицах, рынках и в транспорте. Наблюдая за окружающими и часто их рисуя, вы натаскаете свою зрительную память на физические формы, язык тела и выражения лица в разных ситуациях.
Человек в окружении и в действии
Люди в группе изображаются не так, как отдельные объекты: их фигуры обозначены, но остаются незаконченными и в силу этого обстоятельства сливаются с фоном и становятся частью общей обстановки.
Интерес к изображению человека вызывается главным образом не физическими особенностями объекта, а желанием выяснить, как одежда и аксессуары взаимодействуют с телом — чтобы скрыть или подчеркнуть его форму. Кроме того, интересно передать несколькими штрихами положение тела, которое помогает объяснить действие, совершаемое персонажем: положение ног, жестикуляцию, язык тела, с помощью которого данный человек поддерживает контакт со средой и с окружающими...
Библиотеки и кафе - вот самые подходящие места, где можно делать наброски, потому что изображаемые люди находятся в статическом положении.
Главный интерес в рисовании человеческих фигур, которые мы находим на улице и в кафе, состоит в том, чтобы изобразить объект несколькими штрихами.
Чтобы вписать фигуру в окружающую обстановку, приходится изображать мебель, которая несет в себе информацию о месте действия.
Люди на улице
В людном месте, таком, как улица, где полно фигур в движении, лучше начинать с изображения сидящих персонажей, поскольку они дольше сохраняют положение тела. А потом, нарисовав также окружающую обстановку, переходим к фигурам в движении.
Чтобы сделать набросок, несколько секунд наблюдаем за ними, стараясь максимально запомнить то, что мы видим. Затем несколькими штрихами изобразим то, что запомнили.
Лица людей в интерьере или на улице остаются пустыми, без черт, или, если человек находится близко, с едва обозначенными чертами.
Если люди постоянно находятся в движении, и мы не успеваем изобразить персонажа полностью, можно зарисовать фрагменты, а затем, пользуясь ими, составить фигуру целиком.
Следует учитывать расстояние, на котором находятся фигуры. Ближние имеют более четкие контуры и слегка обозначенные черты лица и складки одежды. По мере удаления силуэты теряют четкость, а лица - черты.
В то время как фигуры на первом плане ясно различаются, фигуры на заднем плане исчезают и сливаются с затененным пейзажем.
Техники рисования человека разными материалами
Лучший способ нарисовать фигуру в городской среде, на фоне архитектуры или в интерьере — это научиться делать быстрый набросок несколькими штрихами, которые в жестовой или безотрывной манере объяснили бы форму и позу фигуры.
Несмотря на зачаточное состояние этих изображений, набросок уже содержит идею. Здесь мы увидим несколько примеров, выполненных Мерседес Гаспар с применением разных материалов.
Фигуры, включенные в обстановку, выглядят весьма неопределенно и изображаются жестовой линией, которая передает намерение, жест или действие фигуры, не вдаваясь в детали.
Посмотрим, как на практике осуществляется то, о чем говорилось ранее: сделаем набросок фигур, заполнивших это помещение. Задача состоит в том, чтобы выразить суть каждой фигуры в очень обобщенной и нервной манере с тем, чтобы создать ощущение суматохи.
- Когда мы рисуем фигуры, следует начинать с неподвижных. Так, если мы работаем в интерьере, сосредотачиваем внимание на сидящих людей, которые, как правило, принимают более выразительные позы.
- Набросок достаточно простой в отношении исполнения. Тем не менее от рисовальщика требуется умение обобщать. Начинаем рисунок с овала головы, за ним следуют несколько зигзагообразных штрихов, которые описывают позу тела и форму скрипки.
- Чтобы нарисовать прохожего, действуем тем же образом. Пятно изображает голову, а мягкий и не вполне точный штрих передает очертания фигуры.
- Когда фигура повернута лицом, мы акцентируем арку рук и наклон линий, обозначающих ноги, чтобы правильно передать позу.
- Начинаем набросок меловым карандашом цвета сепии: передаем расположение главных колонн, которые определяют внутреннее пространство. Обрезаем колонны заднего плана и обозначаем эллипсом место, которое займет центральный стол.
- Начинаем с наиболее статичных фигур, рисуем нервными штрихами. Изображение каждой фигуры выполняется обобщенно, поспешно и не завершается.
- Чем дальше в глубине помещения располагаются люди, тем более условным становится их изображение. Мужской фигуре на переднем плане следует уделить чуть больше внимания, но это не означает, что надо включить больше деталей.
- Завершаем набросок легким затенением меловым карандашом, что помогает нам различить некоторые формы с помощью контраста. Кусочком желтого кое-где накладываем светлые пятна, чтобы передать объем, поэтому важно использовать для рисунка бумагу серого цвета.
Пятна мелом или пастелью светлого цвета - очень эффектное средство в набросках. Они не дают линии главенствовать в рисунке, а формам - смешиваться.
Изучим еще один краткий набросок, который изображает группу фигур в архитектурном обрамлении, в данном случае сводчатой галереи небольшого сельского рынка.
- Мы должны начать архитектурного обрамления. Угольным карандашом делаем рисунок арок от руки, то есть без всяких предварительных измерений.
- Обозначив арки, рисуем силуэты фигур и пространство, которое занимает прилавок с фруктами на переднем плане.
- Поверх предыдущего рисунка делаем размывку угольных штрихов кистью, смоченной водой. Оставляем нетронутой белую бумагу на освещенном участке первой арки, фигурах и ящиках фруктов.
- Это набросок в окончательном виде. Обратите внимание на то, что пространству, включающему в себя фигуры, придается наибольшее значение. Они полностью поглощены пространством и представлены в виде призраков.
Попробуем выполнить еще одну сложную задачу: изобразить еще более оживленную обстановку. Передадим постоянное движение толпы с помощью эффекта размытости, которого мы достигаем, работая угольным стержнем и растушкой.
- Работаем плоской угольной палочкой. Рисуем грубыми штрихами контуры здания на втором плане. И слабой, но ощутимой линией - массы, которые обозначают толпу людей.
- Чтобы скрыть присутствие линии в здании, мы его полностью затеняем, пока оно не превратится в светлую тень. А вот работа над фигурами требует более точной проработки и индивидуализации.
- С помощью растушки мы скрыли присутствие штриха над фигурами и частично растушевали их контуры. Перемежаем фигуры с четкими линиями с теми, которые кажутся воздушными из-за эффекта движения.
В зарисовках из городской жизни фигуры, расположенные ближе, изображаются большим количеством штрихов, чем те, которые находятся в отдалении; последние представляют собой просто силуэты.
