Рисование природных пейзажей

Чем больше мы путешествуем, тем разнообразнее становятся пейзажи, которые мы собираем в своем блокноте. Наше увлеченное изучение окружающей природы и поиски эффективного способа передать ее многообразие находит выражение в огромном количестве набросков.

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

 

Содержание

  1. Организовать пейзаж
  2. Опасность деталей
  3. Наброски искривленных стволов деревьев
  4. Пейзаж с помощью пятен краски и штрихов
  5. Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

Организовать пейзаж

Обычно художники не рисуют пейзаж таким, каков он есть в действительности, зачастую требуются кое-какие коррективы. Поэтому, когда мы будем делать набросок пейзажа, нам придется организовать формы таким образом, чтобы они вели взгляд зрителя через рисунок. А выбирая точку наблюдения, нужно найти способ связать элементы, расположенные на переднем плане, с тем, с теми, что находятся дальше, выделяя передний план сильными контрастами света и тени и приглушая задний план. Часто самые простые изображения оказываются наиболее эффектными, так что не старайтесь заполнить лист множеством элементов.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

  1. Хороший способ организовать планы пейзажа - это следовать тональной шкале. Первый план решается наложением более яркого тона, а отдаленные - более приглушенного.
  2. Мы можем применять разные средства в одном наброске, чтобы рисунок стал более ясным. Дальние планы выполняются графитом или размывкой, ближние - фломастером.
  3. Что-то похожее происходит, если мы противопоставляем штрихи на переднем плане размывке не заднем. В этом случае контраст техники делает набросок более понятным.
  4. В наброске, выполненном исключительно штриховкой, ее направление меняется вместе со сменой плана. Противопоставление блоков штриховки превращается в пояснительный элемент.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

В набросках весьма ценится лаконичность. Такие рисунки несут сильный эмоциональный заряд - в отличие от других, более завершенных и подробных.

 

Опасность деталей

Иногда, делая набросок пейзажа, мы отмечаем, что он изобилует деталями и оттенками, которые вполне можно было бы включить в рисунок. В этом-то и заключается самая большая опасность, которую таит в себе природный пейзаж: при виде богатства растительной текстуры можно слишком увлечься подробностями. Не стоит вырисовывать каждый лист на дереве или каждую борозду на стволе. Чтобы виды деревьев были узнаваемы, требуется передать их главные формы: форму кроны, а также распределение и строение основных ветвей. Все это и придает дереву характерные очертания.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Обычно в пейзажных набросках небо имеет второстепенное значение. Главное внимание уделяется растительности и собственно пейзажу.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

При работе над наброском художникам не хватает времени на детали и текстуру, поэтому они прибегают к разным способам их обозначения. На этом пейзаже указания на текстуру и детали сделаны только на переднем плане.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Другой способ успешно передать детали состоит в том, чтобы менять интенсивность штриховки в зависимости от удаленности. Так, штриховка ближней растительности выполнена более тщательно, чем та, которая наложена вокруг церкви вдали.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Некоторые участки можно проработать более детально, хотя этим следует ограничиться и не заполнять подробностями весь рисунок, поскольку на это нет времени.

 

Наброски искривленных стволов деревьев

Рисуя на пленэре, мы стремимся запечатлеть не только панорамные виды, которые предлагает нам природа, когда мы обозреваем ее с высокой точки, или огромные открытые пространства, когда нам важны эффекты перспективы. Наброски также сослужат нам добрую службу, когда мы обращаем внимание на мелкие детали, на уголки природы, которые могут нам предложить интересные тональные или текстурные эффекты.

 

Наброски искривленных стволов деревьев

 

Наброски искривленных стволов деревьев

Во время прогулки находим искривленный и потрескавшийся ствол - он идеально подходит для наших целей. Коричневым карандашом рисуем контуры. Затем добавляем внутренние формы и наносим штриховку.

 

Наброски искривленных стволов деревьев

Укрепляем линейные формы ствола, пройдя по наложенным линиям тростниковым пером и индийской тушью. Цель этого первого эскиза - понять и освоить объект.

 

  1. Приходим к выводу, что сюжет таит в себе и другие возможности, и приступаем ко второму наброску. На этот раз присутствие затенения становится более ощутимым, а линейный рисунок - более внимательным и точным.
  2. Чтобы увеличить тональную амплитуду, используем попеременно коричневый и серый карандаш. Серым выделяем некоторые контуры, затеняем наиболее темные участки и накладываем тени средне-серого тона на те участки, где до этого была выполнена штриховка коричневым карандашом.
  3. Изображение ветвей достаточно обобщенное. Обозначаем некоторые рельефные линии ствола, но ограничиваемся несколькими деталями. На этом заканчиваем работу, оставив какие-то участки незавершенными.

Наброски искривленных стволов деревьев

 

Стоит только выйти на прогулку в ближайший лес — и мы обнаружим камни интересных форм и деревья с искривленными стволами, испещренными углублениями и бороздами, с характерным рисунком коры. Работая над этими сюжетами, мы можем попробовать комбинировать разные техники рисования с контролем за направлением штрихов, чтобы адекватно передать объем и поверхностную текстуру элементов.

 

Наброски искривленных стволов деревьев

Складки и вздутия коры передаются посредством чередования светлых и темных участков. Градиент важен, чтобы создать иллюзию объема каждой складки.

 

  1. Проходим несколько метров, и наше внимание привлекает другой ствол, закрученный в форме спирали. Серым карандашом рисуем контур, подчеркивая и по возможности усиливая эффект искривленности корня.

Наброски искривленных стволов деревьев

  1. Тем же карандашом, каким мы выполнили начальный рисунок, затеняем ствол. Чтобы передать цилиндрическую форму, достаточно правильно выполнить тональный переход.

Наброски искривленных стволов деревьев

  1. Поверх карандашного рисунка работаем пером и китайской тушью. Предстоит более добросовестно проработать складки и текстуру древесной коры.
  2. Более толстые линии тушью описывают контуры складок и главные контуры, а более тонкие определяют текстуру.

Пейзаж с помощью пятен краски и штрихов

Мы вновь возвращаемся к теме пейзажа, который позволяет нам работать в более свободной форме, чем фигура, решая при этом менее конкретные вопросы. Кроме того, он допускает некоторую степень погрешности и субъективность, которая в других изобразительных сюжетах гораздо больше бросается в глаза. В следующем упражнении мы соберем некоторые представления о мазке, которые уже получили раньше, когда использовали размывку: она позволяет накладывать тени разными тонами, в зависимости от количества воды, добавляемой к палитре.

 

Рисование пейзажа с помощью пятен краски и штрихов

 

Найдя высокую точку обзора, мы скользим взглядом по пейзажу: вокруг раскинулись поля пшеницы. Неровности поверхности и линии растительности должны помочь нам построить наши наброски.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Первым делом мы должны понять, из каких элементов состоит пейзаж. Чтобы решить эту задачу, лучше всего воспользоваться палочками мела или карандашами и начать рисовать формы в обобщенном виде.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Работаем разными инструментами, пробуя разные ракурсы и изучая композиционное разнообразие, которое предлагает нам сюжет.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Пробуем новый вариант, красным карандашом: преувеличим неровности рельефа, памятуя о том, что выразительность в наброске важнее, чем пропорции и детали.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Работать над наброском то одной, то другой краской необходимо для того, чтобы проверить, как конкретная краска ведет себя на бумаге, которая служит основой рисунка. Ту краску, которая даст лучший результат, мы и возьмем, когда будем делать тщательные наброски.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Проделав быстрый анализ сюжета с помощью линейного наброска, попробуем поработать над ним, используя краску разных цветов. Хорошо смочив среднюю круглую кисть, накладываем пятна растительности, используя всего два тона.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Повторяем предыдущий «кадр», на этот раз, работая сепией на более впитывающей бумаге серого тона. Чтобы еще больше подчеркнуть ритм пейзажа, добавляем штрихи кистью.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

Изучим другой уголок пейзажа. Снова варьируем цвет в поисках новых результатов. Голубоватой краской затеняем террасы, которые создают волнистость поверхности. Наиболее освещенные участки остаются нетронутыми, они сохраняют цвет бумаги.

 

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

В результате ранее проделанного анализа, мы выбираем вот этот «кадр», который будем рисовать синей краской.

 

  1. Начинаем набросок с заднего плана. Немного снижаем тон краски водой и рисуем растительность на вершине пригорка. Обратите внимание, что мы обошлись без предварительного рисунка.
  2. Поверх предыдущих пятен накладываем новые, более интенсивного синего цвета, которые намекают на присутствие деревьев. Толстой круглой кистью рисуем дерево с левой стороны, затем - террасу.
  3. Ждем несколько минут, пока высохнет краска, и дополняем набросок штрихами, выполненными синим карандашом. Его участие минимально: контур верхней части холма, силуэт деревьев слева и несколько линий действия поверх пшеничных полей.
  4. Хотя в этом нет необходимости, можно еще дополнить набросок, наложив на небо градиент синей краски: более интенсивный тон в верхней части и более светлый, постепенно спускаясь ниже.

Рисование природных пейзажей. Особенности пейзажных набросков

 

Потренируемся еще раз - на другом «кадре» того же пейзажа, на этот раз с сепией:

 

  1. Как и перед этим, начнем с самых дальних планов посредством мазков мокрой кистью.

Неважно, если форма не вполне похожа на ту, которая присутствует в пейзаже. Главное - обратить внимание на использование мокрого мазка в качестве инструмента рисования.

  1. Далее рисуем террасы, варьируя тон мазков и оставляя небольшие просветы, которые соответствуют освещенным участкам пшеничных полей. Прежде чем краска высохнет, смачиваем кисть более темным тоном и рисуем массы растительности.

Неважно, если форма не вполне похожа на ту, которая присутствует в пейзаже. Главное - обратить внимание на использование мокрого мазка в качестве инструмента рисования.

  1. На этот раз масляный карандаш используется меньше: главным образом, для обводки растительности среднего плана и для проведения нескольких линий в нижней части наброска, рядом с пятнами брызг.

Неважно, если форма не вполне похожа на ту, которая присутствует в пейзаже. Главное - обратить внимание на использование мокрого мазка в качестве инструмента рисования.

Неважно, если форма не вполне похожа на ту, которая присутствует в пейзаже. Главное - обратить внимание на использование мокрого мазка в качестве инструмента рисования.

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

В последнем упражнении предлагаем отправиться в горы вместе с художником Габриэлем Мартином, чтобы понаблюдать, как он на протяжении дня будет работать над набросками: какие разные техники будет использовать, какие сюжеты его заинтересуют и насколько успешным окажется решение задачи в каждом отдельном случае. Все это даст нам ясное представление о самых интересных аспектах, а также о том, как достичь в набросках максимальной отдачи.

 

Наша прогулка начинается в Молезон-сюр-Грюйер, небольшом жилом комплексе в центре Швейцарии. Панорамные горные виды, леса, сельская архитектура и переменчивая погода, — все это превращает его в идеальное место для нашей работы.

 

Бегущая вода

Рядом с сыроварней протекает ручей, который берет начало в горах. Он станет главным героем следующих набросков.

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

Художник открывает тетрадь и на развороте рисует уголок, который привлек его внимание. Работая карандашом 6В, очень быстрыми и резкими штрихами он изображает группу деревьев, среди которых протекает ручей.

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

Сюжет наброска кажется ему достаточно интересным, и он решает посвятить ему больше времени. Угольным карандашом он рисует ручей на развороте тетради с квадратными страницами. Открывает пузырек с индийской тушью и наносит мазки кистью. Чтобы создать иллюзию течения воды и для большей выразительности, постукивает по кисти, держа ее на весу, и тем самым разбрызгивает тушь по всей поверхности рисунка.

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

Поднимаемся выше по течению. Там нам встречаются другие ответвления с более бурным течением. Изображаем сцену угольным карандашом и индийской тушью. Линии на поверхности воды важны для обозначения потока и скорости, с которой она устремляется вниз.

 

Леса и горы

Добравшись почти до вершины горы, мы видим вокруг тропинки, петляющие по густому лесу. Внутри непроходимой чащи темно, поэтому мы устраиваемся рисовать на прогалинах, рядом с деревьями. Высокая точка нашего расположения позволяет нам обозревать соседние вершины.

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

 

  • A. Останавливаемся рядом с тропинкой и делаем небольшой набросок углем и мокрой кистью. Это наше первое впечатление о лесе.
  • В и С. Находим прогалину, откуда мы видим ярко освещенный уголок леса. Чтобы его изучить, делаем две небольшие зарисовки: одну углем, другую - мокрыми мазками сепии.
  • D. На основе двух предыдущих набросков делаем новый, в котором сочетаем разные техники: угольный карандаш (задний план леса), фломастер (контур ближайших деревьев и темный участок в нижней части) и мокрые мазки ( в глубине леса и подлеске на переднем плане).

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

С высокой точки, на которой мы находимся, можно увидеть склоны соседних гор. В сумеречном свете они приобретают необычные контрасты. Надвигающиеся тучи вынуждают нас ускорить процесс работы, и мы успеваем набросать только несколько штрихов кистью и сепией.

 

Перемена погоды

День набросков подходит к концу, и мы возвращаемся туда, откуда пришли, — в Молезон. На обратном пути погода начала быстро портиться: на смену тихой и солнечной, сопровождавшей нас на протяжении всего дня, пришла холодная и мокрая, окрестности заполнились туманом. Эта новая погодная ситуация превратила пейзаж с контрастами и насыщенным цветом в призрачную картину с проступающими в тумане размытыми контурами некоторых гор и деревьев.

 

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

 

  1. Невзирая на ухудшение погоды, художник несколько раз останавливается, чтобы наскоро сделать наброски, которые должны отразить новую погодную ситуацию. Первый набросок он делает сразу мокрыми мазками.

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

  1. Вариант предыдущего наброска, в котором художник белым мелом накладывает штрихи на просохшие мазки краски, чтобы изобразить туман, расползающийся по пейзажу.
  2. Силуэты дальних гор выглядят неопределенными и незавершенными. Планы по мере приближения представлены все более темными мазками мокрой кистью.

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

  1. Время от времени в тумане появляются просветы, позволяющие разглядеть группу деревьев. В этом случае мы берем графитовый карандаш и на скорую руку делаем набросок их формы.
  2. Мы почти пришли в исходный пункт, и автор еще раз останавливается, чтобы сделать последний набросок очень быстрым и свободным мокрым мазком. Количество краски в мазке постепенно уменьшается, что убирает из сцены контрасты; изображение неба выполняется широкими и нервными мазками.

Наброски и зарисовки с натуры: прогулка в горах

ddrug1.png