Автоматическое рисование и рисование вслепую
Отказ от любой попытки планирования в композиции можно также распространить и на процесс изображения, прибегнув к автоматическому рисованию, достигаемому с помощью инерции и механических движений руки. Еще больше отсутствие контроля заметно в рисовании вслепую, интересном упражнении, в котором рука освобождается от диктата нашего взгляда. Автоматическое рисование дает возможность сделать небольшие зарисовки, в которых рука двигается, будто сама по себе.
Речь идет о том, чтобы делать наброски, в которых рука опережает нашу мысль, чтобы тем самым избежать контролирования линии.
Автоматическое рисование
Автоматическое рисование получило развитие на основе теорий автоматизма и связывается с сюрреалистами. Характерно для него то, что свободные движения руки, действия художника, проявляются в линиях, которые рука проводит интуитивно, не задумываясь, психомоторным способом. Они могут иметь вид отточенного рисунка или блуждающих линий, дающих волю подсознанию. Художник прибегает к автоматическому рисованию как к скорописи, чтобы внести информацию в свои тетради для эскизов, когда, вероятно, не успевает зафиксировать ее в полном объеме.
Зная, как выработать автоматизм, поупражняемся на объектах вроде этой группы лебедей.
Рисование вслепую
Рисование вслепую предоставляет, насколько это возможно, еще большую автономию руке. Чтобы осуществить его на практике, мы садимся напротив объекта. Направляем на него взгляд, стараясь не смотреть на бумагу, на которой рисуем; она должна оставаться вне поля зрения. Сосредотачиваем взгляд на каждой из форм объекта, на деталях, морщинах, складках, внутренних линиях... и стараемся передать их нашей руке, словно она регистрирующее устройство; карандаш воспроизводит все, что мы видим в данный момент. Мы испытываем сильное желание опустить голову и взглянуть на рисунок, однако нельзя поддаваться соблазну, по-прежнему смотрим на объект.
Когда мы увидим законченный рисунок, он покажется нам скрещением линий, лишенным особого смысла, однако если присмотреться, мы обнаружим, что они не лишены странного очарования.
В рисовании вслепую мы лишены вспомогательных линий, которые придают рисунку упорядоченность и связанность, вот почему у этой фигуры перекошенное лицо и явно нарушены пропорции черт лица.
- Начинаем наш набросок, сидя напротив объекта, не глядя на бумагу. Ведем линию и контролируем процесс краем глаза.
- Рисуем одной непрерывной линией, хотя и меняем ее толщину и интенсивность.
- В законченном рисунке не соблюдены никакие пропорции, и все же он представляет собой весьма выразительное, наивное и обобщенное изображение объекта.