Схематичные наброски и эскизы

Рассмотрим особенности рисования схематичных набросков и эскизов. Остановимся подробнее на схемах рисунка, кроках и пробной линии.

 

Быстрые измерения в эскизах

В рисовании набросков отпадает необходимость в предварительной схеме, так как эта техника сама по себе схематична. Тем не менее, в определенных случаях, главным образом, в городских пейзажах и архитектурных сюжетах, оказывается весьма полезным для начала прикинуть в уме размеры и пропорции.

 

Архитектурный рисунок

Эскизы, сделанные студентами, изучающими архитектуру, или людьми, которые ею увлекаются, отличаются точностью — как в отношении передачи пространственной перспективы, так и в том, что касается размеров и пропорций. Необходимость в точности порождает привычку измерять и соотносить, прежде чем приступать к композиции вплотную. Вот поэтому важно начать с планирования и продумывания, основываясь на линиях конструкции, которые не только способствуют точности, но и придают работе больше жесткости и холодности.

 

Схематичные наброски и эскизы: схемы, кроки и пробные линии в рисовании

Архитектурный рисунок - это способ, позволяющий создать основные линии эскиза с соблюдением пропорций.

 

Схематичные наброски и эскизы: схемы, кроки и пробные линии в рисовании

Этот рисунок выполняется карандашом: с помощью легких прямых линий намечают плоскости и характерные формы объекта.

 

Схематичные наброски и эскизы: схемы, кроки и пробные линии в рисовании

Обратите внимание, насколько точно совмещаются друг с другом городские объекты. Особое значение здесь приобретают перспектива и геометрические формы зданий.

 

Схематичные наброски и эскизы: схемы, кроки и пробные линии в рисовании

Прямые линии помогают избежать ошибки в рисунке и разобраться с объектом, в котором разные плоскости домов и крыш перекрывают друг друга, создавая характерный ритм.

 

Опорные конструктивные точки

Композиция всегда имеет опорные конструктивные точки, которые помогают распределить различные элементы объекта на поверхности бумаги. Так, мы можем нанести легкую разметку и направляющие линии, которые помогают построить структуру объекта с соблюдением пропорций и упорядочить композицию.

 

Скорректировать рисунок с помощью рамки

Изготовим видоискатель из двух кусков картона в форме буквы L. Соединяем их так, чтобы получилась рамка или окошко, которое мы используем как видоискатель. Держим рамку перед собой и, закрыв один глаз, смотрим через нее. Если нанести небольшую разметку по краю рамки, нам будет проще произвести измерения и соблюсти масштаб элементов, которые мы включаем в сюжет. Удобно использовать упрощенные линии перспективы в качестве подготовительной схемы, так как они помогают лучше выстроить структуру и композицию сюжета.

 

Сравнивая эскиз с фотографией, мы замечаем, что были выделены пересечения линий или четкие вершины углов зданий. Эти пункты и надо учитывать при построении наброска. Выделив угол или наклон какой-то из этих линий, мы добьемся большей выразительности рисунка.

 

Набросок, сделанный с использованием рамки. Линии рамки служат ориентирами

Набросок, сделанный с использованием рамки. Линии рамки служат ориентирами для расположения элементов в рисунке. Чтобы изготовить видоискатель или рамку для проб, берем два куска картона темного цвета в форме буквы «L». Метки, нанесенные на внутренней стороне рамки, служат ориентирами, чтобы нарисовать набросок с соблюдением пропорций.

 

Кроки и подготовительные схемы

Чтобы нарисовать что-то правдоподобно, начинаем набросок с нескольких едва заметных ориентировочных линий, которые нам помогут правильно расположить каждый элемент и адекватно передать формы и размеры. Такой набросок (кроки) служит основой, на которой впоследствии появятся уже уточненные формы.

 

Наброски набросков (кроки)

Кроки — это подготовительный набросок набросков. Рисуем три-четыре приблизительные линии, легкие, почти абстрактные, едва касаясь карандашом поверхности бумаги, чтобы мазок был минимальным. На каждое кроки у нас должно уходить несколько секунд. Уровень обобщения в кроки (фактически они могли бы считаться почти абстрактными) таков, что они по большей части остаются непонятными для всех, кроме рисовавшего.

 

Если кроки небольшого размера, несколько сантиметров, будет практичнее нарисовать много за несколько секунд, не заботясь о деталях.

 

Наброски набросков (кроки)

Пройдя этап анализа, делаем набросок объекта. Первоначальный рисунок должен служить основой и выполняется легким касанием карандаша. На представленных здесь рисунках линии проведены с более сильным нажимом, чем обычно, чтобы они оказались более понятными.

 

Наброски набросков (кроки)

Кроки - это набросок наброска, первое, крайне схематичное изображение, которое намечает наиболее значимые формы и выделяет планы.

 

Пробная линия

Существует еще одна разновидность кроки — менее аналитическая и точная, более спонтанная и случайная. Основа наброска делается с помощью пробной линии, которая так же, как и в предыдущем случае, получается легким касанием бумаги карандашом, чтобы мазок был едва заметным. Такие штрихи получаются, если повернуть конец карандаша немного боком. Пробные линии проводятся практически бездумно: мы позволяем руке скользить по бумаге, в то время как то и дело поднимаем и опускаем голову, стараясь одновременно увидеть объект и проследить за тем, что происходит на бумаге.

 

След пробной линии: петляющий, неотчетливый, отдаленно характеризующий объект

След пробной линии: петляющий, неотчетливый, отдаленно характеризующий объект.

 

Пробная линия. Получается при легком нажиме на карандаш, почти без отрыва кончика

Пробная линия. Получается при легком нажиме на карандаш, почти без отрыва кончика от поверхности бумаги.

 

Пробная линия. Получается при легком нажиме на карандаш, почти без отрыва кончика

Линия должна скользить по бумаге, словно ласкаясь: образуя плавные изгибы, извивы и наложения.

ddrug1.png