Свет и тени в рисовании

Рассмотрим в статье информацию, касающуюся контраста в набросках, а именно, взаимодействие света и тени в рисовании скетчей. Остановимся подробнее на светотеневом моделировании блоками и важности градиентов.

 

Контраст и световые эффекты

Прокладка тени нужна для того, чтобы формы, которые мы рисуем, казались трехмерными. В быстрых набросках стоит усилить наблюдаемые световые эффекты, даже утрировать. Тени, отбрасываемые предметами, как и те, которые описывают смену плана, обычно имеют достаточно четкие контуры.

 

Свет и тени в набросках

Свет выявляет форму, структуру, цвет и текстуру поверхности. В рисовании набросков, когда мы пытаемся оперативно отреагировать на определенные визуальные впечатления, невозможно передать в изображении всю информацию в силу ограниченности используемых материалов. В таких случаях самое эффективное — сосредоточиться на очень контрастных светотенях.

 

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

 

  1. Существует два основных способа прокладки тени стержнем или угольным карандашом. Они заключаются в том, чтобы рисовать набросок блоками параллельных штрихов.

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

  1. Все блоки состоят из диагональных штрихов, имеющих одно и то же направление. По мере добавления новых порций штриховки объект обретает зримость.

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

  1. Растушевываем некоторые тени кончиками пальцев, а в других меняем нажим, чтобы получить вариации тона.

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

 

Важность контраста

Если мы рисуем исключительно тенями, контраст играет главную роль, потому что дифференцирование интенсивности разных валеров помогает передать форму и отдаленность каждого элемента в составе объекта.

 

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

 

В наброске тенями изображение получается путем выделения наиболее важных рельефов объекта посредством четко определенных контрастов. Если контуры, определяющие границу между светом и тенью, нарисованы четко, наложить тени не составит труда.

 

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

 

  1. Самое основное в любом затенении - это контраст, поскольку смена плана передается модификациями тона. В предварительном наброске углем это разграничение уже проведено.
  2. Накладываем новые мазки боковой стороной угольной палочки, усиливая контраст, каждого участка для того, чтобы сделать его более узнаваемым.
  3. На последнем этапе некоторые формы поясняем штрихом и усиливаем черный цвет кончиком стержня.

 

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

На наброске сверху справа (без цифры) мы видим, что тени здания отводится главная роль.

 

Светотеневое моделирование блоками

Светотеневое моделирование тоном ведет к тому, что каждый участок тени получает свой собственный валер, который не сливается с остальными валерами, а устанавливает точную степень освещенности данного участка композиции. Такой метод работы помогает прояснить процесс наложения тени в наброске. Однако рисунок при этом утрачивает жесткий характер.

 

Светотеневая моделировка блоками

Стараемся свести все участки тени к единому однородному тону — как правило, это темно-серый или черный — то есть, рисовать тени в форме блоков темного цвета, которые бы ясно разграничивали участки света и тени, без промежуточных тонов. Чтобы осуществить такое наложение тени, следует сначала нарисовать линейную схему объекта. Затем, принимая во внимание происхождение источника света, мы наносим общий темно-серый тон на участки, предназначенные для затенения. Это самый обычный метод, если мы выполняем набросок фломастерами или краской на водной основе.

 

  1. Начинаем делать набросок, в котором нам предстоит выполнить светотеневое моделирование синим фломастером, с линейного изображения объекта. Оно весьма схематично.
  2. Сразу же после этого приступаем к светотеневому моделированию. Начинаем сверху, кладем штрихи вплотную друг к другу, чтобы получился блок тени.
  3. При затенении заднего плана рисуем контрастом портик с колоннами и лебедку колодца.
  4. После завершения моделирования набросок демонстрирует резкие контрасты света и тени. Блокированные тени однородны и не имеют тональных оттенков.

Светотеневая моделировка блоками в рисунке

 

Распределение тонов

Когда светотеневая моделировка производится двумя-тремя тонами одного цвета, используется система распределения. Чтобы проделать эту операцию, следует заранее решить, какой участок объекта будет иметь определенный тон.

 

Распределение тонов в рисунке

 

Иными словами, на какие участки будет наложен черный, средне-серый и светло-серый. Четвертый тон — белый цвет бумаги.

 

Распределение тонов в рисунке

 

  1. Начинаем рисовать графитовым карандашом, накладываем однородные тени очень легких тонов. Это работа со структурой и геометрией.

Распределение тонов в рисунке

  1. Каждый новый накладываемый тон темнее, чем предыдущий. Таким образом, рисунок постепенно становится темнее. Основную роль играют средне-серые.

Распределение тонов в рисунке

  1. Закончив набросок, мы видим, что изображение получилось с помощью перемежающихся теней, которые представляют три варианта насыщенности серого, которых могло быть четыре, если считать белый тон бумаги.

 

Набросок, выполненный четырьмя валерами серого

Набросок, выполненный четырьмя валерами серого. Они накладывались слоями: сначала самый светлый тон, в конце - самый темный. И снова бумага выступает пятым валером.

 

Важность градиентов

Градиент представляет собой плавный переход от светлого тона к темному, и наоборот. То есть следует добиваться того, чтобы все тональные оттенки одной гаммы возникали постепенно, по порядку, без скачков тона. Тональная градация — это обычный способ создания формы и объема в наброске, а эффект зависит от используемой тональной гаммы.

 

Освещение

Если мы хотим получить правильный в тональном отношении рисунок, тогда надо использовать моделировку с переходами тона. Этот способ позволяет не только достигнуть гармонии в целом, но и убедительно передать соотношение света и тени. Когда мы работаем с набросками, градиенты выполняются быстро, с наклоном кончика карандаша.

 

  1. Убедим себя сделать переходы тона в набросках, пусть это и покажется неестественным. Сделаем переходы на кронах и стволах деревьев.
  2. Покроем новыми тональными переходами поверхность почвы, основание каменной стены и кроны деревьев. Даже если в реальности эти зоны покрыты однородными тенями, нам придется перевести их в градиентные.
  3. Наложив тональные переходы на все участки рисунка, мы получим набросок с интересным эффектом объема, пусть и с неправдоподобным освещением.

Как убедительно передать соотношение света и тени в рисунке

 

Рисовать переходы карандашом или стержнем легко, однако если мы работаем фломастером или шариковой ручкой, дело осложняется. В таких случаях переход зависит не от нажима на инструмент, а от того, насколько плотно ложатся линии.

 

Как убедительно передать соотношение света и тени в рисунке

 

Эффект объема

Переходы тона помогают передать объем форм. Дело в том, что поверхность тел при освещении имеет разную степень затененности, вот и приходится использовать тональную градацию, чтобы эффект постепенно сгущающейся тени был правильно воспринят. Переходы тона — это еще и превосходный способ передать удаленность предмета, глубину пейзажа или сцены.

 

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

 

Градация получается путем легкого касания бумаги инструментом рисования. Начинается с постоянного нажима и зигзагообразной штриховки; нажим усиливается или ослабевает, пока не будут пройдены разные оттенки серого.

 

Дополнительно по моделировке

В силу своей оперативности и быстроты исполнения, наброски не являются хорошей базой для глубокого изучения моделировки — техники, требующей очень тщательного наложения тени с плавными переходами тона, которые достигаются легкими эффектами растушевки. Прием моделировки — мягкой, искривленной и постепенной, избегающей отдельных карандашных штрихов — не соответствует порывистому и стремительному характеру наброска.

 

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

Тональная градация помогает передать удаленность в пейзаже: ближние планы более темные, дальние - более светлые.

 

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

Женская фигура, затененная одними тональными переходами. На этот раз они более непринужденные, более короткие и передают объем форм более правдоподобно.

 

Свет и тени в рисовании: контраст, моделирование блоками и градиенты

В набросках моделировка используется мало, только для постепенного перехода от одного плана к другому или градации теней.

ddrug1.png