Свет и тени в рисовании
Рассмотрим в статье информацию, касающуюся контраста в набросках, а именно, взаимодействие света и тени в рисовании скетчей. Остановимся подробнее на светотеневом моделировании блоками и важности градиентов.
Контраст и световые эффекты
Прокладка тени нужна для того, чтобы формы, которые мы рисуем, казались трехмерными. В быстрых набросках стоит усилить наблюдаемые световые эффекты, даже утрировать. Тени, отбрасываемые предметами, как и те, которые описывают смену плана, обычно имеют достаточно четкие контуры.
Свет и тени в набросках
Свет выявляет форму, структуру, цвет и текстуру поверхности. В рисовании набросков, когда мы пытаемся оперативно отреагировать на определенные визуальные впечатления, невозможно передать в изображении всю информацию в силу ограниченности используемых материалов. В таких случаях самое эффективное — сосредоточиться на очень контрастных светотенях.
- Существует два основных способа прокладки тени стержнем или угольным карандашом. Они заключаются в том, чтобы рисовать набросок блоками параллельных штрихов.
- Все блоки состоят из диагональных штрихов, имеющих одно и то же направление. По мере добавления новых порций штриховки объект обретает зримость.
- Растушевываем некоторые тени кончиками пальцев, а в других меняем нажим, чтобы получить вариации тона.
Важность контраста
Если мы рисуем исключительно тенями, контраст играет главную роль, потому что дифференцирование интенсивности разных валеров помогает передать форму и отдаленность каждого элемента в составе объекта.
В наброске тенями изображение получается путем выделения наиболее важных рельефов объекта посредством четко определенных контрастов. Если контуры, определяющие границу между светом и тенью, нарисованы четко, наложить тени не составит труда.
- Самое основное в любом затенении - это контраст, поскольку смена плана передается модификациями тона. В предварительном наброске углем это разграничение уже проведено.
- Накладываем новые мазки боковой стороной угольной палочки, усиливая контраст, каждого участка для того, чтобы сделать его более узнаваемым.
- На последнем этапе некоторые формы поясняем штрихом и усиливаем черный цвет кончиком стержня.
На наброске сверху справа (без цифры) мы видим, что тени здания отводится главная роль.
Светотеневое моделирование блоками
Светотеневое моделирование тоном ведет к тому, что каждый участок тени получает свой собственный валер, который не сливается с остальными валерами, а устанавливает точную степень освещенности данного участка композиции. Такой метод работы помогает прояснить процесс наложения тени в наброске. Однако рисунок при этом утрачивает жесткий характер.
Светотеневая моделировка блоками
Стараемся свести все участки тени к единому однородному тону — как правило, это темно-серый или черный — то есть, рисовать тени в форме блоков темного цвета, которые бы ясно разграничивали участки света и тени, без промежуточных тонов. Чтобы осуществить такое наложение тени, следует сначала нарисовать линейную схему объекта. Затем, принимая во внимание происхождение источника света, мы наносим общий темно-серый тон на участки, предназначенные для затенения. Это самый обычный метод, если мы выполняем набросок фломастерами или краской на водной основе.
- Начинаем делать набросок, в котором нам предстоит выполнить светотеневое моделирование синим фломастером, с линейного изображения объекта. Оно весьма схематично.
- Сразу же после этого приступаем к светотеневому моделированию. Начинаем сверху, кладем штрихи вплотную друг к другу, чтобы получился блок тени.
- При затенении заднего плана рисуем контрастом портик с колоннами и лебедку колодца.
- После завершения моделирования набросок демонстрирует резкие контрасты света и тени. Блокированные тени однородны и не имеют тональных оттенков.
Распределение тонов
Когда светотеневая моделировка производится двумя-тремя тонами одного цвета, используется система распределения. Чтобы проделать эту операцию, следует заранее решить, какой участок объекта будет иметь определенный тон.
Иными словами, на какие участки будет наложен черный, средне-серый и светло-серый. Четвертый тон — белый цвет бумаги.
- Начинаем рисовать графитовым карандашом, накладываем однородные тени очень легких тонов. Это работа со структурой и геометрией.
- Каждый новый накладываемый тон темнее, чем предыдущий. Таким образом, рисунок постепенно становится темнее. Основную роль играют средне-серые.
- Закончив набросок, мы видим, что изображение получилось с помощью перемежающихся теней, которые представляют три варианта насыщенности серого, которых могло быть четыре, если считать белый тон бумаги.
Набросок, выполненный четырьмя валерами серого. Они накладывались слоями: сначала самый светлый тон, в конце - самый темный. И снова бумага выступает пятым валером.
Важность градиентов
Градиент представляет собой плавный переход от светлого тона к темному, и наоборот. То есть следует добиваться того, чтобы все тональные оттенки одной гаммы возникали постепенно, по порядку, без скачков тона. Тональная градация — это обычный способ создания формы и объема в наброске, а эффект зависит от используемой тональной гаммы.
Освещение
Если мы хотим получить правильный в тональном отношении рисунок, тогда надо использовать моделировку с переходами тона. Этот способ позволяет не только достигнуть гармонии в целом, но и убедительно передать соотношение света и тени. Когда мы работаем с набросками, градиенты выполняются быстро, с наклоном кончика карандаша.
- Убедим себя сделать переходы тона в набросках, пусть это и покажется неестественным. Сделаем переходы на кронах и стволах деревьев.
- Покроем новыми тональными переходами поверхность почвы, основание каменной стены и кроны деревьев. Даже если в реальности эти зоны покрыты однородными тенями, нам придется перевести их в градиентные.
- Наложив тональные переходы на все участки рисунка, мы получим набросок с интересным эффектом объема, пусть и с неправдоподобным освещением.
Рисовать переходы карандашом или стержнем легко, однако если мы работаем фломастером или шариковой ручкой, дело осложняется. В таких случаях переход зависит не от нажима на инструмент, а от того, насколько плотно ложатся линии.
Эффект объема
Переходы тона помогают передать объем форм. Дело в том, что поверхность тел при освещении имеет разную степень затененности, вот и приходится использовать тональную градацию, чтобы эффект постепенно сгущающейся тени был правильно воспринят. Переходы тона — это еще и превосходный способ передать удаленность предмета, глубину пейзажа или сцены.
Градация получается путем легкого касания бумаги инструментом рисования. Начинается с постоянного нажима и зигзагообразной штриховки; нажим усиливается или ослабевает, пока не будут пройдены разные оттенки серого.
Дополнительно по моделировке
В силу своей оперативности и быстроты исполнения, наброски не являются хорошей базой для глубокого изучения моделировки — техники, требующей очень тщательного наложения тени с плавными переходами тона, которые достигаются легкими эффектами растушевки. Прием моделировки — мягкой, искривленной и постепенной, избегающей отдельных карандашных штрихов — не соответствует порывистому и стремительному характеру наброска.
Тональная градация помогает передать удаленность в пейзаже: ближние планы более темные, дальние - более светлые.
Женская фигура, затененная одними тональными переходами. На этот раз они более непринужденные, более короткие и передают объем форм более правдоподобно.
В набросках моделировка используется мало, только для постепенного перехода от одного плана к другому или градации теней.