Техника дриппинга в живописи
Дриппинг (от англ. drip — «капать») — это техника абстрактной жестовой живописи, которая появилась в 40-х годах прошлого века. Ее суть заключается в том, что на плоскую основу, расположенную на столе, выливают или брызгают красящее вещество при помощи полуавтоматических движений, результат которых практически полностью зависит от воли случая. Таким образом, рисунок перестает быть лишь калькой окружающего мира и становится динамичным пространством для действия художника, обладающим огромным выразительным потенциалом. Давайте посмотрим, как Тереза Сэги использует эту технику для создания фигуративного рисунка.
- Техника дриппинга чем-то напоминает автоматическое письмо, которое практиковали сюрреалисты, и позволяет создавать очень экспрессивные рисунки посредством клякс и пятен.
- Прежде чем начать работу, на отдельном листе мы смотрим, какими пятнами ложатся на бумагу акварель и разбавленная в воде тушь.
- Пока пятна краски еще свежие, можно придать им нужную форму или растянуть их по поверхности бумаги при помощи линейных движений деревянной палочкой. Наша цель — получить довольно небрежное изображение, по виду своему лишь отдаленно напоминающее фламинго.
- Теперь нужно подготовить основу. Для этого покрываем ее слоем хорошо разбавленной в воде акварели. Краску наносим широкой кистью. Когда бумага просохнет, на один из участков шпателем наносим белый грунт gesso. Затем графитовым карандашом рисуем женскую голову.
Струйки и пятна краски
При работе над этим рисунком художнице нужно постоянно перемещаться вокруг листа бумаги и вращать его, чтобы придать каплям краски желаемую форму и изобразить волосы с максимальным динамизмом. Лишь так можно будет создать эффект подвижности в произведении и привнести в него хаотичности, которая подчиняется своим собственным системным законам. Чтобы сделать потеки краски более длинными, можно наклонить основу или с силой подуть на них, пока они еще свежие.
- Продолжаем наносить разведенную в воде тушь вокруг головы. Направляем потеки в разные стороны, чтобы получить лучевидные пятна, обозначающие форму прядей.
- Для нанесения более тонких и изящных штрихов используем водорастворимый черный карандаш. С его помощью мы подчеркиваем контур лица на фоне волос и выстраиваем тень на шее.
- При помощи кисточки и туши дорабатываем затененные участки лица. Они сильно контрастируют с остальным рисунком, потому что выполнены насыщенным черным цветом без полутонов.
- Намечаем блики белой сухой пастелью и стараемся сбалансировать соотношение света и тени, а также сделать текстуру волос более выраженной.
Дриппинг с использованием синтетической эмали
На данном этапе мы разнообразим технику дриппинга при помощи нового материала: сейчас это будет уже не разбавленная в воде тушь, а строительная синтетическая эмаль. Это вещество обладает вязкой консистенцией, что позволит нам добиться более изящных пятен и потеков, лучше контролировать их поведение на рисунке и придать произведению более упорядоченный и динамичный вид. И снова мы сталкиваемся с ситуацией, когда материал из области живописи применяется в рисовании, чтобы выводить линии на бумаге.
- На завершающей стадии работы над рисунком мы используем синтетическую эмаль белого и черного цветов. Это позволит нам добиться очень тонких линий, которым с легкостью можно будет придать нужное направление и форму.
- Обильно пропитываем кисть синтетической эмалью и проводим ей по рисунку. Мы получим очень тонкие линии, воспроизводящие движения руки. Их черный цвет будет насыщеннее, чем тот, которого мы добились при помощи туши.
- И в завершение поверх черных пятен наносим несколько мазков белого цвета. Техника дриппинга позволяет добиться большой точности в работе, контролировать поведение краски на бумаге, а также использовать различную степень густоты и вязкости материалов. Примером этому может послужить использование потеков и пятен при создании рисунка с сохранением присущих им динамизма и эффектности.
- Многие художники-фигуративисты прибегают к технике дриппинга, чтобы придать своим рисункам совершенно иной вид при помощи клякс и потеков, которые, как кажется, переплетаются с другими элементами работы и взаимодействуют с ними.