Техника коллажа в рисовании
Коллаж — это прием, который основывается на соединении разнородных элементов в одном произведении. Всеобщее признание в мире искусства коллаж получил благодаря художникам-кубистам, активно применявшим его в своих работах. Далее (и вплоть до сегодняшних дней) эта техника использовалась с большим или меньшим успехом, но ее идейный и экспрессивный потенциал постоянно увеличивался, и в конце концов она прочно обосновалась в современном искусстве как одна из форм художественного выражения. Сейчас многие художники задействуют коллаж в своих работах и отмечают его значимость для современного рисунка. В следующем эксперименте Мирейя Сифуэнтес продемонстрирует процесс создания рисунка из фотографии, которую она сама же и сделала в своей студии.
- Слово коллаж (от фр. collage), означает «приклеивание» и как раз отражает всю суть данной техники. В этой работе коллаж подчеркивает значимость разнородного фона, на котором размещен яркий и выразительный рисунок в стиле наив, выполненный при помощи четких линий.
- Первым делом нужно выбрать фон для рисунка. В данном случае это будет печатный картон, объединяющий в себе серый цвет и цвет сиена. Закрепляем лист на твердой основе, чтобы он не мялся, когда мы его намочим.
- В качестве модели нам послужит фотография обнаженного женского торса. Нужно сделать ее черно-белую копию такого же размера, что и выбранная основа.
- При помощи латексного клея фиксируем копию фотографии на основе. Затем покрываем изображение защитным слоем того же вещества. Для этого используем кисть из конского волоса.
- Черным маркером на водной основе наносим штрихи на саму фигуру, а также на пустые участки листа. Какой-то определенной закономерности нет; можно накладывать штрихи друг на друга, меняя при этом направление движений.
- Водорастворимый маркер с фетровым наконечником позволяет наносить насыщенные штрихи, но они утратят свою форму и яркость, если сверху провести влажной кистью.
- Точно таким же образом обозначаем блики белой пастелью. Затем натираем поверхность мокрой тряпкой.
- Тереть нужно с силой, чтобы бумага порвалась. Таким образом, работа художницы прослеживается не столько по технике выполнения самого рисунка, сколько по надрывам и следам разрушения материала, которые приобретают эстетическую значимость.
Построение фигуры
Если вы пока не достигли такого уровня мастерства в рисовании, какого вам хотелось бы, то техника коллажа позволит самостоятельно отбирать изображения для работы и придавать им нужную форму, что оградит вас от лишних разочарований. В особенности это относится к попыткам воссоздать на бумаге человеческую фигуру.
- Как только основа высохнет, можно наносить штрихи и выстраивать тени при помощи сангины, белого мела и угля.
- Используем черный мел, чтобы закончить работу над фигурой, и затем делаем растушевку пальцами, пока отдельных штрихов будет совсем не видно. Выполняем несколько продольных движений, чтобы подчеркнуть некоторые неровности.
- Наша готовая работа — яркий пример протеста против правил хорошего тона в рисунке; использование фотографии позволяет нам завладеть формой предметов и связанными с ними идеями.
- Техника коллажа прошла испытание временем и прочно вошла в современный рисунок как одна из возможных форм выражения. Художники наших дней активно используют в своих работах оцифрованные, специально обработанные фотографии и их экспрессивный потенциал.