Материалы для создания современного рисунка
Современный рисунок строится не только из линий и совокупности штрихов, выполненных углем, мелом, графитом или их производными. Художники идут гораздо дальше, вплоть до того, что становится сложно провести однозначную грань между рисунком, с одной стороны, и живописью и скульптурой, с другой. Активно стали использоваться новые материалы, которые полностью преобразовали внешний вид рисунка и придали ему междисциплинарный характер.
- Лицо человека, выполненное на ацетатном листе при помощи масляных красок и лака. Граница между рисунком и живописью очень нечеткая.
- В современном рисунке переплетаются различные техники и даже используются методы, более характерные для живописи.
- При создании многих работ задействуются, казалось бы, несовместимые материалы, например тушь, лак и краски.
- Тушь и лак не смешиваются и дают такой любопытный эффект, который можно применить при рисовании.
- На основу рисунка иногда клеят недолговечные предметы, которые привносят в работу графическое разнообразие и богатство текстур.
- Рисунок в блокноте, выполненный с использованием черной туши, пасты для лепки и таких недолговечных материалов, как молотый кофе и сухие листья.
- Чтобы придать деревьям белый цвет, по поверхности, предварительно покрытой анилиновыми красками, проводят кистью, пропитанной жавелевой водой.
Границы рисунка
Граница между рисунком и живописью всегда была четко обозначена. Однако даже если при создании рисунка используются краски или другие характерные для живописи материалы, картиной назвать его мы не можем. В чем же тогда разница? Рисунок от живописи отличается тем, что работа над ним выстраивается по-другому, он носит экспериментальный характер, сохраняет некоторую незавершенность и выполняется на менее прочных поверхностях.
Несовместимые материалы и недолговечные предметы
Современный рисунок очень сильно отличается от того, что принято считать допустимым в мире искусства, и полностью нарушает установленные нормы и каноны. Он вобрал в себя различные изобразительные техники, которые комбинируются без каких-либо ограничений, даже если для этого приходится использовать несовместимые материалы. Главное — добиться нужной текстуры или эффекта. Художнику все равно, начнет ли его работа разрушаться с течением времени или нет, единственное, что его интересует — это настоящее. Вот почему многие рисунки выполняются с использованием материалов, не способных выдержать проверку временем, например соломы, травы, пепла или недолговечных веществ. В современном рисунке цель оправдывает любые средства.
Материалы для основы
Чаще всего в качестве основы рисунка так и используется бумага или картон. Однако перед современными художниками открывается гораздо больше возможностей благодаря огромному разнообразию бумаги различных цветов и текстур. В последнее время большой интерес вызывают также менее традиционные материалы, например металл, ацетат, калька, наждачная бумага, фотобумага, газетная бумага и дерево. Все они обладают различной степенью шероховатости и впитываемости, и это делает каждый рисунок неповторимым.
Многие художники при работе с красками, разведенными в воде, уже не используют толстую и пористую бумагу. Напротив, они предпочитают тонкую и податливую, например кальку, которая при намокании очень легко мнется. Другой вариант — слишком текстурированная основа, бумага, предварительно обработанная маслом или лаком, или даже ацетат или полиуретан. Последние два материала помогут вам создать прозрачный рисунок, который можно будет рассматривать с обеих сторон.
- Всегда лучше иметь под рукой разные виды бумаги, отличающиеся по толщине, текстуре и цвету. Так вы сможете экспериментировать и подбирать нужный вариант для каждого рисунка.
- Художники часто используют голландскую бумагу или кальку, поскольку эти материалы отличаются высокой прозрачностью и легко мнутся, если их намочить.
- Калька не подходит для работы с разведенными в воде красками, потому что она очень сильно мнется. Но именно поэтому ей заинтересовались многие современные художники.
- Не надо довольствоваться лишь теми видами бумаги, которые продаются в магазинах. Вы можете сами подготовить основу для рисунка при помощи коллажа, а также масла или лака, предварительно обработав ими поверхность листа.
- Простой согнутый лист газетной бумаги может стать отличной основой для рисунка. Как, например, в данном случае, когда художник работал с грунтом Гессо, лаком, а также белым и синим воском.
- В качестве основы для рисунка художники часто используют ацетатный лист, а некоторые даже располагают свои работы между двумя прозрачными листами из этого материала. Данный рисунок выполнен пятнами краски, разведенными лаком.
Рисунок как процесс
Уже никто не относится к бумаге с таким же трепетом, как раньше. Современные художники отказались от опрятности академического рисунка и уже не прилагают все усилия, чтобы тщательно скрыть ошибки, возникшие в ходе работы, не помяв при этом саму основу. Сейчас важно не просто добиться желаемого результата, но и при помощи пятен, сгибов, разрывов и небрежно выведенных форм показать зрителю сам процесс создания произведения.