Рисование с помощью простых геометрических фигур
Разложение предмета на простые формы — чрезвычайно важный шаг в процессе работы, от которого зависит, получим ли мы в итоге сбалансированный рисунок с соблюдением всех пропорций. На этом этапе мы создаем каркас, делающий композицию более устойчивой и позволяющий гармонично распределить все элементы на листе бумаги. Другими словами, разложение предмета на простые формы — это главный залог порядка. Любые изменения или исправления необходимо вносить на стадии эскиза. Затем линии простых форм нужно стереть, чтобы они не проглядывали на рисунке. Здесь мы приведем некоторые работы художников, на примере которых иллюстрируются некоторые базовые принципы.
Содержание
- Конструирование рисунка с помощью базовых фигур
- Коробки без параллельных линий
- Слишком контурные линии
Выполненный углем процесс разложения на простые формы позволяет равномерно и последовательно распределить все элементы натюрморта; затем наносится сам рисунок при помощи синего мела. Если линии эскиза достаточно тонкие, их даже не обязательно стирать: они сольются с новыми штрихами синего цвета. Работа Мерче Гаспар.
Мы проанализируем наиболее распространенные недочеты, встречающиеся в рисовании с помощью простых геометрических фигур, допускаемые новичками, а иногда и опытными профессионалами. Объясним, как можно бороться с такими ошибками.
Конструирование рисунка с помощью базовых фигур
Когда рисунок выполняется от руки, лучше начать изображать различные объекты при помощи базовых геометрических фигур, например квадратов, кругов или прямоугольников. Необходимо свести сложно организованные модели к простым формам и затем рисовать их в соответствии с заранее измеренными пропорциями.
Ошибка
Часто у художников возникают проблемы с разложением предмета на простые базовые формы, потому что они спешат приступить к созданию самого объекта в целом и хотят решить вопрос формы раньше, чем вопрос структуры. Они путают разложение предмета на простые базовые формы с обозначением силуэтов или нанесением контуров предметов, допуская при этом и другие ошибки.
- (А) На стадии создания базовых форм не нужно прорисовывать особенности внутреннего строения предметов, достаточно лишь в упрощенном виде обозначить их общую форму.
- (В) Иногда в ходе создания базовых форм художники делают светотеневую моделировку или растушевку, чтобы замаскировать изъяны рисунка, а он становится лишь более сумбурным.
- (С) Первые штрихи получились слишком интенсивными и выраженными. Потом их будет сложнее стереть. И изначальная форма предмета получилась чересчур массивной.
Если наносить контуры предметов слишком вольно, надеясь, что допущенные ошибки можно будет исправить позже, то эти недочеты будут лишь сильнее бросаться в глаза.
Решение
Мы не копируем модель на лист бумаги, а представляем ее в виде совокупности геометрических фигур; необходимо научиться составлять сложные структуры из максимально простых элементов. Любой предмет можно разложить на базовые геометрические формы. Давайте посмотрим, как это делается.
- (А) Нужно провести на композиционной плоскости две центральные оси в форме креста и не стирать их вплоть до финальной стадии работы. Эти линии послужат ориентиром и помогут правильно расположить предметы.
- (В) Нужно разложить объемные предметы на простые геометрические фигуры, которые затем переносятся на холст или бумагу. С их помощью вы сможете сформировать композицию.
- (С) На этой стадии необходимо использовать мягкие, слегка изогнутые штрихи и поясняющие прямые линии, они сделают рисунок более однородным и облегчат процесс стирания лишних элементов ластиком или тканью.
Благодаря способу рисования с использованием простых геометрических фигур в результате мы получаем рисунок с естественными и сбалансированными формами.
Коробки без параллельных линий
Для работы подойдут самые разные фигуры — от простого прямоугольника до параллелепипеда. Сложности возникают, когда нужно представить их в перспективе, используя сходящиеся линии, благодаря которым на рисунке создается эффект глубины и трехмерного пространства. Давайте посмотрим, как этого можно добиться.
Ошибка
Изучив форму любого предмета, мы обнаружим, что в большинстве случаев его можно вписать в прямоугольную призму. Если научиться рисовать эту геометрическую фигуру, в дальнейшем будет легче изображать на бумаге более сложные элементы.
- (А) Чтобы научиться правильно выполнять процесс разложения объекта на простые базовые фигуры, полезно тренироваться на коробках. Рисовать их не всегда просто, ведь, если их накладывать друг на друга, изображение может получиться искаженным.
- (В) Некоторые коробки нарисованы с грубыми нарушениями перспективы, их диагонали имеют различный угол наклона, а ребра плохо проработаны.
- (С) Перпендикулярные линии нарисованы не параллельно друг другу, вследствие чего рисунок получился очень искаженным.
Подобная ошибка возникает, когда линии направлены к разным точкам схода, что придает коробке искаженный вид. Наиболее простой способ нарисовать ее правильно — следить за тем, чтобы располагающиеся друг напротив друга линии всегда шли параллельно.
Решение
Наиболее действенный способ правильно выполнить процесс разложения на простые фигуры — забыть о том, что предметы не пропускают через себя свет, и рисовать коробки так, будто они сделаны из стекла. Эффект прозрачности позволяет весьма убедительно воссоздать объемность предметов, которые мы хотим нарисовать. Кроме того, так мы видим все ребра коробок, что придает им правильный вид.
- (А) Нужно наносить тонкие линии и стараться не проводить слишком часто карандашом по одному и тому же месту. Аккуратная и точная работа — обязательное условие для достижения максимальной точности рисунка.
- (B) Градация тонов позволяет подчеркнуть объем предметов и создать контраст между элементами переднего и заднего плана.
- (С) Чтобы избежать ошибок, перпендикулярные прямые должны располагаться параллельно друг другу.
Слишком контурные линии
Некоторые художники имеют склонность слишком сильно нажимать на угольную палочку или грифельный карандаш, в результате чего контурные линии получаются чересчур выраженными, хотя они лишь временный элемент рисунка. Этого следует избегать, гораздо сложнее по ходу работы исправлять формы предметов, из которых состоит модель.
Ошибка
На данном выполненном углем рисунке можно заметить несколько ошибок. Помимо того, что структурные линии на нем нанесены слишком интенсивно, художнику не удалось правильно расположить предметы в пространстве и передать их объем. Давайте рассмотрим эти недочеты подробнее.
- (А) Контурные линии получились слишком интенсивными. Несмотря на то что художник их стер, все еще видно, как он вносил исправления в рисунок и менял положение книг.
- (В) Книги выглядят на рисунке негармонично, а перспектива получилась неестественной.
- (С) Яблоко расположено неверно. Складывается впечатление, что оно не лежит на книгах, а парит над ними.
Слишком интенсивные линии не стираются полностью и накладываются на готовый рисунок, сбивая зрителя с толку.
Зигзагообразное расположение предметов придает рисунку несбалансированный вид, что снижает его качество.
Рисовать книги нужно так, будто они сделаны из стекла. Это позволит лучше изобразить их линии и ребра.
Лучше, чтобы свет шел из левой верхней части листа, а тень падала справа от предмета. Это больше согласуется с последовательностью восприятия сцены.
Решение
Все линии угольной палочкой нужно проводить очень мягко, чтобы потом без затруднений можно было бы их стереть. Выполняйте первые контурные линии рисунка очень легко и едва заметно, а затем, когда будете корректировать формы предметов, постепенно добивайтесь большей отчетливости. Так вы сможете рисовать гораздо увереннее вплоть до окончания работы над изображением.
- (А) В заштрихованной области контурные линии прорисованы настолько мягко, что даже сливаются с тенью.
- (В) Контурные линии едва виднеются под легкой штриховкой.
- (С) Контур яблока обозначен едва заметной линией, а отбрасываемая тень четко дает понять, что оно лежит на одной из книг.