Точка зрения в построении рисунка

Точка зрения — это условное расположение взгляда наблюдателя относительно изображаемого объекта. Другими словами, это место, которое мы занимаем, прежде чем начать рисовать. Как правило, мы хотим работать с наибольшим удобством и довольствуемся явной бесхитростной точкой зрения. Однако бывают случаи, когда из-за чересчур смелых решений рисунок получается слишком неестественным.

 

Ошибка

Многие художники, желая показать модель с наиболее интересной точки зрения, экспериментируют с различными вариантами, чтобы найти самую подходящую позицию. И иногда, движимые стремлением к оригинальности, они выбирают настолько неестественную точку зрения, из-за чего, с одной стороны, нарушаются пропорции модели, а с другой осложняется восприятие рисунка.

 

Точка зрения в построении рисунка: правила и ошибки

  • (А) На данном рисунке взгляд падает сверху вниз, поэтому изображенные на нем бутылки выглядят очень разрозненно, ведь они представляют собой совокупность композиционных линий, идущих в разных направлениях.
  • (В) Эффект перспективы искажает форму бутылок: верхняя их часть увеличена, в то время как дно кажется меньше.
  • (С) Искажение из-за неверной точки зрения уже само по себе серьезной ошибкой для художников, которые предпочитают работать с очень простыми моделями.

Решение

Не следует прибегать к слишком экзотическим композиционным решениям, для осуществления которых приходится чуть ли не стоять над моделью. Конечно, взгляд сверху делает рисунок более интересным, однако лучше избегать чрезмерных искажений предметов вследствие перспективы.

 

Точка зрения в построении рисунка: правила и ошибки

И вновь, чтобы нарисовать предметы со столь правильными формами, как, например, стеклянные бутылки, следует прибегнуть к осям симметрии и простым геометрическим фигурам. Так их можно будет изобразить в различных положениях.

 

Точка зрения в построении рисунка: правила и ошибки

  • (А) Даже если мы просто немного отойдем от предметов, изображение уже будет выглядеть более гармонично. Легкое же искажение в верхней части бутылок рисунку не вредит. Напротив, оно придает больше выразительности слишком симметричной модели.
  • (В) Эффект перспективы (уменьшение размера бутылки) никуда не делся, но здесь он выглядит более гармонично и естественно.
  • (С) Не нужно оставлять некоторые участки незакрашенными, чтобы добиться эффекта блеска на них. Контраст белого цвета смягчается светлым оттенком синего и выбеленным оттенком серого. Для большей яркости можно воспользоваться белым карандашом.
  • (D) Необходимо подчеркнуть, обозначить контраст между цветами, когда бутылки перекрывают друг друга. Так глазу проще будет улавливать границы между ними.