Точка зрения в построении рисунка
Точка зрения — это условное расположение взгляда наблюдателя относительно изображаемого объекта. Другими словами, это место, которое мы занимаем, прежде чем начать рисовать. Как правило, мы хотим работать с наибольшим удобством и довольствуемся явной бесхитростной точкой зрения. Однако бывают случаи, когда из-за чересчур смелых решений рисунок получается слишком неестественным.
Ошибка
Многие художники, желая показать модель с наиболее интересной точки зрения, экспериментируют с различными вариантами, чтобы найти самую подходящую позицию. И иногда, движимые стремлением к оригинальности, они выбирают настолько неестественную точку зрения, из-за чего, с одной стороны, нарушаются пропорции модели, а с другой осложняется восприятие рисунка.
- (А) На данном рисунке взгляд падает сверху вниз, поэтому изображенные на нем бутылки выглядят очень разрозненно, ведь они представляют собой совокупность композиционных линий, идущих в разных направлениях.
- (В) Эффект перспективы искажает форму бутылок: верхняя их часть увеличена, в то время как дно кажется меньше.
- (С) Искажение из-за неверной точки зрения уже само по себе серьезной ошибкой для художников, которые предпочитают работать с очень простыми моделями.
Решение
Не следует прибегать к слишком экзотическим композиционным решениям, для осуществления которых приходится чуть ли не стоять над моделью. Конечно, взгляд сверху делает рисунок более интересным, однако лучше избегать чрезмерных искажений предметов вследствие перспективы.
И вновь, чтобы нарисовать предметы со столь правильными формами, как, например, стеклянные бутылки, следует прибегнуть к осям симметрии и простым геометрическим фигурам. Так их можно будет изобразить в различных положениях.
- (А) Даже если мы просто немного отойдем от предметов, изображение уже будет выглядеть более гармонично. Легкое же искажение в верхней части бутылок рисунку не вредит. Напротив, оно придает больше выразительности слишком симметричной модели.
- (В) Эффект перспективы (уменьшение размера бутылки) никуда не делся, но здесь он выглядит более гармонично и естественно.
- (С) Не нужно оставлять некоторые участки незакрашенными, чтобы добиться эффекта блеска на них. Контраст белого цвета смягчается светлым оттенком синего и выбеленным оттенком серого. Для большей яркости можно воспользоваться белым карандашом.
- (D) Необходимо подчеркнуть, обозначить контраст между цветами, когда бутылки перекрывают друг друга. Так глазу проще будет улавливать границы между ними.
