Рисование животных гуашью
Почему животные такие своеобразные, что отличает их от нас? Ведь дело не только в их привлекательной внешности — я думаю, истинная причина кроется в чем-то другом. Животные непосредственны, потому что им неведомы социальные условности и они не умеют притворяться. Скажем так: жирафу вряд ли придет в голову прикинуться носорогом — и наоборот... Может быть, то, что животные, как магнит, притягивают нас к себе, объясняется их прямотой? Особенно дети, только осваивающиеся в обществе и примеряющие на себя разные маски, любят наблюдать за животными, заботиться о них. И хотели бы, будь на то их воля, никогда с ними не расставаться.
Сейчас мне ужасно нравится изображать животных, хотя раньше мне это казалось невероятно сложным. Как правильно передать их анатомию? Что, если будут не верны пропорции? Однако в какой-то момент я вдруг подумал, что, может быть, секрет вовсе не в этом. Что все должно быть гораздо проще. Все чаще и чаще я замечал, что мои изображения животных получаются намного лучше, когда мне удается придать зверюшкам индивидуальность и наделить их эмоциями. Тогда и реалистичная анатомия, и точные пропорции становятся не так важны.
Существуют ли правила изображения животных? Каковы самые важные аспекты? Что действительно имеет значение? В качестве возможных ответов на эти вопросы я составил «контрольный список» из четырех пунктов. Вам решать, насколько он состоятелен. По моему мнению, изображение животного в огромной степени выигрывает в выразительности, если последовательно выполнить все эти пункты или хотя бы пару из них:
- Пропорции. Самое главное! Присмотритесь к силуэту животного. Насколько велика его голова в сравнении с телом? Насколько длинны ноги? Попытайтесь увидеть очертания животного и сразу набросать его силуэт. Чем решительнее вы за это возьметесь, тем выразительнее будет смотреться животное.
- Поза. Стоят ли уши торчком? Поджат ли хвост? Даже наблюдая издалека, по позе животного вы сможете понять, как оно себя чувствует. Используйте это знание на практике, работая над рисунком.
- Детали. Затейливый ошейник или лохматый хвост колечком... Выберите одну или две важные, на ваш взгляд, детали и изобразите их. Они многое расскажут уже сами по себе.
- Выражение «лица». Настроение (и у животных тоже!) отражается, в первую очередь, в глазах. А кроме того, в том, «улыбается» ли зверь (как, например, делают собаки) или грустно опускает уголки рта. Даже «лицо» рыбы, хотя оно и не передает ее истинных чувств, произведет на нас впечатление, которое можно объяснить лишь аналогией с человеческой мимикой. Поэтому подумайте, какие эмоции вызывает у вас собачья морда, рыбья или птичья голова, и отразите это в своей работе!
Поэкспериментируйте, результаты вас удивят.
Прием, которым я с удовольствием пользуюсь, изображая животных, — это «сухая кисть», как на иллюстрации. Живопись пастозными красками, слои которых накладываются один за другим, позволяет очень хорошо контролировать детали, а еще помогает точно спланировать изображение. Здесь гуашь не растекается, а наносится непрозрачными слоями. Можно начать со светлых тонов и постепенно переходить к темным. Посмотрите, например, на голову большой курицы на нижней картинке. Сначала идет желтый, затем серый, а потом коричневый цвет. А после — снова серый на светлых пятнах по коричневому (на платке). И не будьте чересчур придирчивы, выбирая инструменты! Вместо «сухой кисти» можно воспользоваться «сухой губкой». Именно так на этой иллюстрации нарисована кошачья тень.
Не старайтесь скрупулезно передать каждую деталь. Иногда, как, бывало, говаривал Ленин, лучше меньше, да лучше! Если вы изобразите только некоторые (!) из повторяющихся деталей, это придаст картине особый шарм. Взгляд зрителя сам дополнит недостающее. Будь то текстура темных обезьяньих лап или пушистый мех — просто намекните на них и не изображайте всего целиком!
Пошаговое рисование мыши гуашью:
- Сначала можно набросать мышиный силуэт. Возьмите всего один или два цвета, дайте им затечь друг в друга и смешаться. В зависимости от формата работы рекомендуется использовать круглую кисть среднего размера, начиная с № 10.
- Затем вам понадобится кисть потоньше, чтобы в ключевых точках — на голове и животе мышки — изобразить шерсть. Для этого хорошо подойдет круглая кисть № 3 из колонка. С ее помощью, добавив немного воды, вы сможете проложить как светло-серый, так и темно-коричневый цвет.
Совет: прежде чем начать писать, всегда можно сделать карандашный набросок, чтобы подстраховаться от неудачи. Однако силуэт животного часто выходит живее, если написать его спонтанно. Отсюда совет: вместо подробного эскиза попытайтесь, не задумываясь, набросать несколько вариантов силуэта. Затем выберите лучший и продолжайте работать с ним дальше.
- Займемся физиономией грызуна. Той же тонкой кисточкой, что и прежде, мы рисуем розовым цветом уши и нос. Не забудьте о лапках и кончике хвоста. Добавив однородный коричневый цвет, продолжайте «лепить» голову и область вокруг глаз.
- Наконец, проработайте ухо, нарисуйте кончиком кисти усы и добавьте светотень на хвост. Затем пропишите глаза синим и черным цветом, а также изобразите отблеск со светлой стороны. Вот мышь и готова!